EN
 / Главная / Публикации / Инна Чурикова. Свет изнутри

Инна Чурикова. Свет изнутри

Светлана Сметанина16.01.2023

Фото: стоп-кадр

Инна Чурикова сама напророчила себе судьбу. На вступительных экзаменах в театральный она так и сказала: «хочу быть знаменитой актрисой». Неизвестно, что подумали бывалые члены приёмной комиссии, но это и неважно. Главное, что у самой Чуриковой планка была ещё выше: не просто знаменитой актрисой – великой. Так всё и получилось.

Инна Михайловна Чурикова родилась 5 октября 1943 года в посёлке Белебей в Башкирии, где её мама оказалась в эвакуации. Её увезли оттуда совсем маленькой – сначала к одной бабушке в Рязанскую область, потом к другой – в Подмосковье. Когда отец вернулся с фронта, родители перебрались в Москву, но вскоре развелись. Мама работала лаборанткой в НИИ сельского хозяйства, а чтобы хватало на жизнь, подрабатывала прачкой. А дочка с 15 лет занималась в молодёжной студии при Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского. «Ты будешь актрисой», – с самого детства убеждённо говорила ей мама. И ещё: «Ты у меня такая красивая», – наверное, самые важные слова для каждой маленькой девочки.

Поэтому когда в приёмной комиссии Щукинского училища юной Чуриковой довольно жёстко посоветовали посмотреть на себя в зеркало и забыть о театре, она даже не расстроилась и не обиделась. Что ей было обижаться на каких-то чужих людей, когда ей мама сказала, что она красивая. А мама-то лучше знает.

А вот в Щепкинское училище, где она и произнесла фразу «хочу быть знаменитой актрисой», её приняли. «Они, конечно, решили, что я «с приветом», ну и пожалели… приняли», – рассказывала потом Инна Чурикова в интервью Алле Гербер.

Талантливая девушка окончила театральное училище с красным дипломом. Но в актёрской жизни красный диплом имеет совсем небольшое значение, главное другое – повезёт или не повезёт. Сначала судьба испытывала Чурикову: ни в один приличный московский театр её не взяли, место нашлось только в ТЮЗе, да и то на должность суфлёра. Потом, правда, дали роли Бабы-Яги и Лисы в детском спектакле.

Иногда приглашали сняться в кино – в небольших эпизодах. Так она появится в фильмах «Старшая сестра» и «Я шагаю по Москве». А в 1964 году блистательно сыграет Марфушеньку- душеньку в сказке Александра Роу «Морозко». Чурикова в лёгкую переиграла там всех положительных персонажей. А фраза из её сцены переодевания к приходу жениха стала крылатой: «Нет, не принцесса…– А кто же? – Королевна!». Во многом благодаря игре Чуриковой фильм «Морозко» вот уже несколько десятков лет становится хитом новогодней тв-программы.

Возможно, её и дальше снимали бы в кино, но больше в характерных ролях. Она сама так и говорила об этом – внешность «не героическая». Но тут в её жизни случилась та самая Встреча, определившая всю её дальнейшую судьбу.

Режиссёр Глеб Панфилов искал актрису на роль Тани Тёткиной – простой, неуклюжей и странной до святости девушки-санитарки, спасающей раненых во время Гражданской войны. Девушки, готовой полюбить всем своим огромным сердцем и мировую революцию, и раненого красноармейца, и отдать жизнь за них, если потребуется. Первоначально фильм и должен был называться «Святая душа», но потом вышел с названием «В огне брода нет». Понятно, что найти актрису на такую роль было непросто. Но однажды Панфилов увидел в какой-то телепередаче лицо Чуриковой, стал искать эту неизвестную актрису, нашёл. Оказалось – судьба.

Фильм поняли и приняли не сразу – слишком он был жёсткий по своей внутренней правде. А вот второй их совместный фильм «Начало», где Чурикова играет сразу две роли: простую девушку-ткачиху Пашу Строганову и Жанну д’Арк, стал звёздным и для режиссёра, и для молодой актрисы.

Глеб Панфилов впоследствии так опишет своё ощущение от Чуриковой-актрисы: «Она от природы так заряжена чувствами любви и доброжелательности, что я мало знаю ей равных в этом позитивном настрое. Она очень позитивный человек! И этим своим качеством заставила меня по-новому увидеть натуру Жанны д'Арк». По словам режиссёра, в основе действий французской героини – «необычайное душевное здоровье и расположенность к человеку, к солнцу, ко всему живому миру. В основе – любовь, которой она готова одарить каждого!». И увидеть такой Жанну д'Арк помогла именно Инна.

А в 1975 году у Чуриковой начался «театральный роман» длиною в жизнь – с театром им. Ленинского комсомола (Ленкомом). Туда её пригласил лично Марк Захаров. И Чурикова на сорок с лишним лет стала одной из главных звёзд театральной сцены Москвы. Но параллельно шли и постоянные съёмки в кино. Режиссёры как будто заново увидели и открыли для себя актрису. «Её некрасивое лицо, освещённое изнутри странным, мятежным, неукротимым светом…», такой видели создатели фильма «В огне брода нет» – сценарист Евгений Габрилович и режиссёр Глеб Панфилов свою героиню. Но это же – про неукротимый свет изнутри – с полным правом можно сказать и о самой Чуриковой.

Она играла вроде бы обычных женщин – таких, как все. Но что-то было в её героинях, что очень сильно отличало их от других актрис советского кино. Другой знаменитый советский актёр Михаил Ульянов очень точно подметил это качество Чуриковой-актрисы: «Инна Чурикова из тех редких художников, которые соединяют наше искусство с вечными темами, причём не в образах, скажем, Медеи, Клеопатры или Анны Карениной, а в образах наших современниц». Так он напишет о ней в предисловии к книге Аллы Гербер «Инна Чурикова. Судьба и тема». И ещё: «Удивительное качество актрисы — оставаться во времени, но давать такие обобщения, которые отрывают её от времени, унося и к прошлому и к будущему. В её героинях есть что-то пророческое».

Инна Чурикова, как и её героини – вне времени. Такой она и останется в нашей памяти.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева