EN
 / Главная / Публикации / Современный плакат: по-новому яркий, по-прежнему шершавый

Современный плакат: по-новому яркий, по-прежнему шершавый

Сергей Виноградов10.10.2017


«С товарищеским приветом, Маяковский» (конкурсный  плакат). Фото: tretyput.ru 

«Шершавым» называл язык плаката Владимир Маяковский, сам немало поработавший в этом жанре. Сегодня плакатный язык стал более эластичным и разнообразным в средствах и техниках, но сохранил шершавость и колючесть смыслов. Третий Всероссийский конкурс плакатов «Россия. Третий путь», который проходит при поддержке Министерства культуры России, показал, что жанр плаката сохраняет свою популярность. 

В оргкомитет поступило более 1000 работ (в том числе детские рисунки) из 50 с лишним регионов России и двух десятков стран мира – от Литвы до Китая и Японии, от США до Индии. На следующей неделе будут объявлены победители и откроется выставка, которая вскоре отправится по городам и весям. Организаторы и участники конкурса рассказали «Русскому миру», почему жанр плаката современен как никогда.

Уникальный в тираже

«Плакат – явление массовое, и он по-настоящему живёт лишь в тираже», – заявил в беседе с корреспондентом «Русского мира» тульский художник-плакатист и заместитель председателя оргкомитета «Третьего пути» Сергей Дорогань. 

Интернет-эпоха увеличила тиражность плакатов (в большинстве своём, рекламных) во много раз, и с сегодняшней «шторкой», всплывающей на сайте средней посещаемости, вряд ли могла бы поспорить самая крупная типография из прежних времен. Современный человек воспринимает информацию визуально, ценит доходчивость и избегает длинных текстов. Художники и дизайнеры убеждены, что всё вышесказанное создало почву для возрождения искусства плаката, в котором, в той или иной его форме, сегодня работают тысячи и тысячи мастеров.

Это одно из объяснений того, почему количество участников конкурс плаката неуклонно растёт от раза к разу. Впрочем, свой эффект даёт и реклама конкурса. Плакатная, разумеется.

«Страшно?» (конкурсный плакат). Фото: tretyput.ru 

«Сравните – на первый конкурс заявились участники из 35 областей России, а третий уже охватывает большую часть России, восемь стран ближнего зарубежья, и около десятка стран практически всех континентов планеты, – говорит Сергей Дорогань. – Как мы это объясняем? Во-первых, конкурс знают. Во-вторых, объявленная нами тема оказалась близка множеству людей. "С чего начинается Родина" – об этом хотя бы раз задумывался каждый. Кроме того, заявка оформляется через Интернет и работа также отправляется на электронный адрес, а это очень удобно для участников. Конкурс всероссийский, но вместе с тем открытый для зарубежных участников. Причём в данном случае они имели возможность рассказать о своей родине. Тема универсальная, поэтому большому количеству заявок мы не удивлены».


Среди участников как профессионалы, так и любители, и первых больше. Впрочем, никаких ограничений организаторы не устанавливали, а члены жюри будут оценивать участникам по номерам их произведений, а не по резюме и громким именам. В своих работах авторы используют самые разные техники: некоторые взяли в руки кисти, краски и простой карандаш, другие воспользовались программами компьютерного дизайна (таких большинство), а третьи – совместили то и другое. 
 
«Срез очень большой, и это радует, выставились люди всех возрастных категорий – дети, молодёжь, зрелые авторы, – говорит Сергей Дорогань. – Да, не все работы попадут на итоговую выставку, но ни одна работа не стала лишней – картина, развернувшаяся перед нами, многое рассказывает о том обществе, в котором мы живём. Всё это выводит наш конкурс из ряда творческих мероприятий в область художественно-гражданских акций».

Выставка, которая будет сформирована по итогам конкурса, откроется 19 октября в Туле. Также готовится издание 200-страничного красочного буклета.

«Спорьте, но не воюйте»

Девизом конкурса, который проходит раз в два года, на сей раз стала знакомая каждому с детства фраза «С чего начинается Родина». Среди магистральных тематических направлений конкурса значились провинция, малая родина, экология и другие, и эти темы выбрали многие. Но более всего участникам, причем из самых разных уголков России и мира, приглянулась тема 100-летия Октябрьской революции. И авторы рассмотрели её с самых разных гражданских позиций и в разных художественных техниках. 

«Эпоха перемен 1917–2017» (конкурсный плакат). Фото: tretyput.ru

«Даже по нашему конкурсу заметно, насколько противоречива эта тема и насколько широк спектр мнений о ней и её итогах, – отмечает Сергей Дорогань. – Есть планы сделать в Москве отдельную выставку современного плаката к 100-летию революции, и сейчас историки и художники ведут жаркие споры о том, какие работы выбрать для выставки».  

Свою собственную выставку уже сейчас может составить каждый – все конкурсные плакаты выложены на сайте «Третий путь». И «революционных» там – каждый пятый. Разнообразие взглядов и точек зрения, действительно, велико. А жанр плаката не из тех, что позволяют скрыть своё мнение. На одной из работ изображен холм с кремлёвской звездой и кладбищенским крестом. И надпись: «Спорьте, но не воюйте! 1917»

Автор другого плаката уже определился, кто виноват в трагических событиях столетней давности. Он графически изобразил фабрику и бастующих рабочих, а на переднем плане – пистолет, устремленный дулом вверх, причём из него идёт дым, как после выстрела. «Маузер – оружие пролетариата». На ещё одной работе изображен бравый комдив Чапаев. И простая подпись: «Чебоксары – родина Чапаева». Глядя на портрет, может показаться странным, что про этого героя Гражданской войны могли сочинять не всегда приличные анекдоты. По всему видно, автор, объединивший на одном плакате историческую и краеведческую темы, очень гордится земляком.

«Маузер - оружие пролетариата ...» (конкурсный плакат). Фото: tretyput.ru

На другом плакате изображён пожилой военный, сидящий на стуле, – изображение явно взято с семейного фото. По левую руку от него стоит белый силуэт поручика царской армии, по правую – красный силуэт комиссара. Такое вот своеобразное семейство. «Эпоха перемен», – философски подписал автор. 

Плакат на тему

Первый конкурс плаката прошёл в 2013 году и имел девиз «Держава. Воля. Вера», второй состоялся спустя два года и был посвящён 70-летию победы в Великой Отечественной войне (девиз – «Служу отечеству!»). Открывая конкурс этого года, советник президента России по культуре и искусству Владимир Толстой назвал плакат «актуальным и имеющим большую степень коммуникативного воздействия жанром искусства». А председатель Союза художников России Андрей Ковальчук, также не пожелавший остаться в стороне от конкурса, заметил, что «в XXI столетии по-прежнему востребованы все ипостаси плакатного искусства – театральная, рекламная, политическая, и каждое из этих направлений требует от авторов большого профессионализма»

«Многие говорят о том, что жанр плаката возрождается, и этот процесс заметен невооруженным взглядом, – заявил сам успешный художник Сергей Дорогань. – Конечно, рекламный плакат развивается стремительнее, чем политический, социальный или любой иной, но подвижки есть и в этих направлениях». 

«Марийский шувыр – старший брат шотландской волынки» (конкурсный плакат). Фото: tretyput.ru

С коллегой согласен доцент кафедры графического дизайна Белгородского института искусств и культуры Игорь Чёрный. Сам Игорь Александрович и его студенты принимали участие во всех трёх конкурсах плаката. Работы для выдвижения белгородские дизайнеры творят на занятиях по социальному плакату. 

«Жанр плаката возрождается, это факт, – говорит Игорь Чёрный. – Скажете, для плакатов тем не хватает? Но мы их видим во множестве. Например, в последние годы работаем со студентами над ГТО в плакате, а до этого придумывали плакаты о спортивной гордости Белгорода. И некоторые из работ, сделанных ребятами, сейчас украшают наши улицы и магистрали. Это ли не мотивация? Студенты видят, что творческая работа может приносить удовлетворение и какой-никакой заработок, а главное – востребованность художника в современном мире».   
Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
Цветаева