100 лучших книг для России
Хорошая новость для тех, кто неравнодушен к русской литературе, а заодно и к теме образования в школе. В Интернете началось голосование по выбору «100 лучших книг» для российских школьников. Всем желающим принять в нём участие, а заодно ещё раз отрефлексировать собственные художественные предпочтения (не забывая, конечно, о необходимой пользе для юношества) стоит поторопиться – голосование продлится всего неделю, до 7 августа.
Напомним, что инициатива сформировать такой список для внеклассного чтения принадлежит Владимиру Путину. В одной из своих предвыборных статей нынешний президент предложил сформировать национальный список из ста книг, которые «должен будет прочитать каждый выпускник российской школы». По мысли Путина, речь идёт не о «казённой идеологии», а о «формировании мировоззрения, скрепляющего нацию».
Чиновники быстро подхватили призыв тогда ещё кандидата в президенты – похвальная оперативность для нашей бюрократической системы. Уже весной этого года во всех регионах страны прошли опросы, на основе которых были сформированы региональные «стокнижные» списки. Из них эксперты составили единый общероссийский список. В него вошли книги, чаще других упоминавшиеся в региональных рекомендациях и не входящие в обязательную школьную программу.
Сейчас к обсуждению предложено 213 книг, среди которых не только художественные произведения – проза и стихи, но и публицистика, сочинения философов и историков. «Длинный список» получился на любой вкус (кто-то скажет – эклектичным, но вряд ли он и мог быть другим). Здесь Толстой и Достоевский соседствуют с Натальей Нарочницкой («Россия и русские в мировой истории») и Александром Архангельским («Александр I»), стихотворения Высоцкого – с «Сердцем Пармы» Алексея Иванова и «Приключениями Алисы» Кира Булычева.
Понятно, что не все книги войдут в итоговый список. Если судить по количеству проголосовавших, в него безусловно попадут такие произведения, как «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева, «Гранатовый браслет» Куприна, оба романа Ильфа и Петрова, сочинения Булгакова, Гоголя, Достоевского, Гайдара и Каверина, Александра Беляева и братьев Стругацких, стихи Владимира Высоцкого и много других хороших книг. Впрочем, прямая демократия в этом вопросе всё же недопустима (хочется в это верить), и «диктат рейтинга» вряд ли уместен.
Голосование организовано Санкт-Петербургским университетом по заказу Минобрнауки России. Началось оно в минувший вторник на специально созданном сайте «100 книг».
Стоит заметить, что в рабочую группу вошли известные учёные (не только филологи), чиновники Министерства культуры РФ, а также религиозные деятели, представляющие РПЦ и исламскую общину России. Возглавляет её бывший ректор, а ныне – президент Санкт-Петербургского университета (а по совместительству ещё и глава попечительского совета фонда «Русский мир») Людмила Вербицкая.
Вопросов к предложенному «длинному списку» много – и это нормально, особенно когда речь идёт о такой материи, как любимые книги. Прежде всего, вопросы касаются персоналий включённых в него авторов и конкретных произведений. Кстати, все желающие поучаствовать в дискуссии могут это сделать на самом сайте «100 книг» – для этого там специально предусмотрен форум. На наш взгляд, предлагаемый список вполне представителен, особенно если не забывать, что это дополнительное к основной школьной программе чтение. Да и сто книг, которые в итоге должны в нём остаться, – очень немало для нынешних, всё меньше читающих молодых людей.
Ещё один закономерный вопрос, почему в список для внеклассного чтения вошли только отечественные произведения? «Разве может личность быть полноценной и всесторонне развитой без зарубежных авторов?», – резонно задаёт вопрос один из участников дискуссии на форуме.
Но главное, что пока остаётся неясным – это как предполагается мотивировать школьников к чтению. Министерство образования пока на этот счёт молчит. В рабочей группе отделываются общим указанием на то, что «100 книг» – это программа самообразования для юношества. Стоит, вероятно, напомнить, что в своей статье Владимир Путин предлагал сделать выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного или проводить олимпиады и конкурсы.
Александр Рязанцев