Пять невест лейтенанта Карелина
В Выборге продолжается 19-й фестиваль российского кино «Окно в Европу». На открытии киносмотра показали лирическую комедию молодого режиссёра Карена Оганесяна «Пять невест», произведённую силами компании «Централ Партнершип». Это уже не первая картина, снятая при поддержке Фонда кино. Напомним, что создан он около двух лет назад, и задачи при его создании заявлялись весьма амбициозные. Инициаторы ратовали за кино большого стиля – рассчитанное на широкие массы, способное вновь приучить отечественного зрителя к своему кинематографу, даже поднять патриотический дух. Но пока далеко не все произведения с пометкой о поддержке Фонда кино выдерживают проверку на художественное качество. Борьба за внимание масс во многих случаях связана с ориентацией на проверенные клише американского кино, с юмором невысокого полёта. Увы, и «Пять невест» не отнесёшь к удачам. Неудобство ощущаешь ещё и от того, что сделана картина на материале историческом, действие разворачивается буквально сразу после окончания Великой Отечественной войны, и дурашливый тон, каскад приключений любовного свойства отдают чем-то не совсем приличным. Мы знаем об изнанке войны, знаем и о том, что на войне и сразу после неё мужчины и женщины влюблялись, женились, изменяли, рожали детей и выясняли отношения. Но надо всей этой вечной человеческой комедией было тогда и что-то другое, большее. Вкус жизни был приправлен трагедией. Даже не проявляя чудес фантазии, можно перенести сюжет «Пяти невест» и подальше от тех дней. Военные в закрытом гарнизоне мучаются от нехватки женщин – почему бы не развить эту коллизию в декорациях 60-х, когда поселения советских войск были раскиданы по всему соцлагерю?
Пятеро боевых друзей, лётчиков-истребителей, встретили Победу на немецкой земле и застряли там же на неопределённое время – их часть оставили нести службу на освобождённой территории. Молодые офицеры очень волнуются, что на родине за это время разберут всех красивых невест. У одного из них есть суженая, с которой он переписывался все годы войны, а остальные даже не успели обзавестись пассиями. Лейтенанту Карелину, одному из пятёрки, выпадает счастливый случай слетать на родину – командиру нужен напарник для однодневной командировки в Смоленскую область. И вот товарищи берут с Карелина безумную клятву привезти им всем жён. Силком впихивают свои паспорта и невесть откуда взявшиеся обручальные кольца. Интеллигентный недотёпа Карелин вынужден дать обещание провернуть эту авантюру, ведь отказать боевым товарищам в самой насущной потребности невозможно. Естественно, по законам комедии всё сложится, несмотря на преграды. За сутки Карелин пройдёт огонь, воду и медные трубы, но девушек по списку отыщет и привезёт. И все попадания будут точными, недовольных не окажется ни среди его друзей, ни среди заочных невест.
В роли Карелина снялся Данила Козловский, и для актёра это необычный опыт. Чаще мы видим его в ролях лирико-героических, а тут у него партия, скорее, характерная. Карелин торгуется с девушками, умыкает их, чужих невест, из-под бдительных родительских глаз, пять раз предстаёт женихом перед сельскими регистраторами, периодически уходит от погони. Задача перед ним стоит нестандартная, и выполнить сумасшедший план ему удаётся лишь потому, что время такое – слишком много мужчин ушло на войну и не вернулось, девушки боятся остаться без мужей и соглашаются на брак, не видя будущих супругов. Удивительным образом Козловский сохраняет уровень в этой искусственной карусели сомнительного свойства. Его партнёры и партнёрши играют, как в антрепризе, аляповато, размашисто – так, словно режиссёр ни в чём не ограничивал их щедрых актёрских красок и не пытался свести их яркие индивидуальности в какое-то подобие ансамбля. Козловский же даже к такому делу подошёл серьёзно, вывел чистое соло в нестройном хоре. Его Карелин хоть и простофиля, но благороден в поведении с дамами – никогда не воспользуется случаем слиться в поцелуе с чужой невестой, хотя крики «Горько!» то и дело звучат у него над ухом. Убегая от толпы разъярённых родственников (когда обман с очередной невестой всплыл на поверхность), сначала девушку в дверь пропустит, и только после неё сам продолжит удирать. Из таких мелочей складывается какой-никакой образ в этом карнавале масок.
Обидно за невест, вернее, за тех, кто их сыграл в картине Карена Оганесяна. Актрисы собраны не последние – Елизавета Боярская, Светлана Ходченкова, Юлия Пересильд, Ирина Пегова, Ксения Роменкова. Можно смело сказать, первые красавицы нашего кино. Но ни одной не предложено сделать что-то новое, оригинальное. Боярская опять играет «железную леди», эмансипированную женщину, в которой чувство борется с желанием доминировать. Она одета в комбинезон и весь день крутит баранку задрипанной полуторки – развозит почту по сёлам. Карелин встречается с ней на большой дороге, дальше её машина становится каким-то «невестовозом», а в финале именно её избирает себе в спутницы жизни бедолага Карелин. Ему такая и нужна – женщина с твёрдой направляющей рукой. Юлии Пересильд достались аж две роли, сестёр-близняшек, одну из которых увозит Карелин. Светлана Ходченкова в этом ряду наименее выразительна. Она и есть единственная невеста, знающая своего жениха. Рыжая медсестра в исполнении Роменковой достается рыжему лейтенанту, а обаятельная толстушка Ирины Пеговой – лётчику-армянину (он просил Карелина подобрать «спелую» невесту). Всё это уже было в творческих биографиях актрис.
«Пять невест» вряд ли взорвут отечественный прокат, едва ли станут хитом, и сожалеть по этому поводу не приходится. Чем меньше людей – особенно молодых – посмотрит этот опус о томлении плоти и духа, построенный на материале войны, тем лучше. В последнее время тема Второй мировой, Великой Отечественной всё чаще становится разменной монетой в фильмах кинематографистов среднего и молодого поколений. Нелучшая тенденция, учитывая славный корпус отечественного кино о войне, сделанного теми, кто её прошел и пережил.
Дарья Борисова