Россия – страна маяков
Сергей Виноградов21.05.2024
Свет российских маяков достиг Парижа. В Российском духовно-культурном православном центре (РДКПЦ) на набережной Бранли открылась фотовыставка «Маяки России», собравшая десятки изображений из самых разных регионов страны.
Выставка и предшествовавший ей одноимённый конкурс среди фотографов – важный шаг к привлечению международного внимания к уникальным российским маякам, почти неиспользуемому отечественному ресурсу для развития туризма. Между тем в мире путешествия к маякам – популярное направление. Для особых фанатов существуют даже особые паспорта, в которые проставляются штампы о посещении очередного маяка.
В Музее маячной службы, единственном маячном музее России, «Русскому миру» рассказали об особенностях российских маяков, интересе к этой теме со стороны россиян и иностранцев и туристических перспективах.
Соловецкий маяк и другие фантастические сооружения
Сегодня в России работают около 350 маяков, и чтобы посмотреть хотя бы часть наиболее интересных и исторически важных, необходимо объехать всю Россию, побывав почти на всех морях, которые её омывают.
У специалистов из-за рубежа российские маяки вызывают живой интерес. Заместитель генерального директора Международной ассоциации маячных служб Омар Фритц Эрикссон, выступая на открытии парижской выставки, без бумажки рассказал о нескольких маяках с длинными и сложными для иностранца русскими названиями, выделив «фантастическое сооружение» – Соловецкий маяк.
Парижане могут познакомиться и с самым северным маяком России – башенным маяком Гейберга, установленным на острове Восточный в проливе Вилькицкого, отделяющем полуостров Таймыр от архипелага Северная Земля. Представлен труднодоступный маяк Анива, стоящий в южной части острова Сахалин, где Японское море встречается с Охотским.
Тут же во всей красе предстаёт Толбухин маяк, один из старейших в России. Его возвели в 1719 году в Финском заливе по приказу Петра Первого, и назван он в честь первого коменданта Кронштадта Федота Толбухина. С именем Петра Великого связан и маяк Пиллау, расположенный в Балтийске Калининградской области. Корабли с императором на борту заходили в этот порт ещё до отхода этих земель к России.
Не менее, чем самый северный, интересен и самый южный маяк – Дербентский, построенный в 1853 году. Он включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что с маяками случается нечасто. Старинный объект по сей день в строю.
Ялтинский маяк, наверное, видели все, кто посещал этот город. Один из символов города украшает городскую набережную. А Херсонесский маяк радует туристов, заглянувших в античный город, развалины которого расположены в пределах современного Севастополя. В другом популярном черноморском городе-курорте России туристам покажут Сочинский маяк, который работает по своему профилю с XIX века.
Неподалёку от крымского посёлка Гаспра располагается маяк Ай-Тодор, переживший три войны: Крымскую, Русско-турецкую и Великую Отечественную. К слову, среди навигационных сооружений России есть и свои маяки-герои, которые выстояли под обстрелами врага и выполнили свой долг.
В их число входит Осиновецкий маяк на Ладожском озере, который во время блокады Ленинграда выполнял роль ориентира на Дороге жизни.
Среди маяков России немало сооружений, не похожих на другие. Русским маяком зовётся 24-метровая круглая башня желтого цвета в Баренцевом море. А в Карском море высится маяк Белый – деревянная башня, чем-то напоминающая Эйфелеву, вовсе не белого цвета. Маяк назвал по аналогии с островом Белым. Среди сооружений знаменитого Соловецкого монастыря есть церковь-маяк – путеводная звезда для моряков.
«Маяки имеют право быть красивыми»
Наверное, справедливо, что первый маячный музей России расположен в Кронштадте неподалёку от одного из старейших маяков страны – Толбухина маяка. Музей маячной службы открылся в 2017 году на территории форта «Константин», его основателем стал член Ленинградского областного отделения РГО Владимир Ергер. «Русский мир» расспросил его о том, кто приходит в музей, каковы перспективы развития туризма вокруг российских маяков и как устроиться на работу на береговой ориентир, окутанный вековой романтикой.
По своему предназначению все маяки одинаковы, но вот по внешнему виду довольно сильно различаются. Существует ли свои отличительные особенности именно у российских маяков?
– Безусловно, в каждой стране свои архитекторы и свои архитектурные особенности, – отметил Владимир Ергер. – При постройке российских маяков часто использовали элементы русской архитектуры того периода, в который сооружение строилось. Есть маяки с русским орнаментом, который можно встретить на храмах, и с элементами стиля модерн. Другое дело – советские маяки, которые строились по типовым проектам по всей стране. Приблизительно то же происходило в XX веке и в западном мире.
По словам специалиста, в дореволюционные времена особых мастеров по маячному делу не было, для строительства привлекали классических архитекторов. Например, архитектором Толбухина маяка был Андреян Захаров, создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Маяк – особый объект. Одно дело стараться над фасадом городского здания, и другое – над сооружением на отдалённом пустынном берегу, который видят только лоцманы да тюлени. А потому, может быть, прав советский типовой подход?
– У меня есть книжка 1903 года о проекте питерских инженеров по сооружению первого в мире железобетонного маяка, – говорит наш собеседник. – И там есть потрясающая преамбула, которую я часто цитирую гостям музея. Инженеры пишут, что любое сооружение, самое утилитарное, должны быть приятно глазу и не должно вызывать дискомфорта. По их словам, цеха, заводы и маяки имеют право быть красивыми. Почему нет?
Наверное, благодаря этой убеждённости российских архитекторов и инженеров отечественные маяки привлекают внимание туристов со всей страны и из-за рубежа.
Нередко экскурсанты, особенно молодёжь, задают вопросы, где учат на начальника маяка (до революции их называли смотрителями) и как устроиться на эту должность.
– На профессию начальника, техника или инженера маяка не учат, – говорит Владимир Ергер. – Устроиться на эту работу может любой человек, имеющий образование, желательно высшее техническое. Но и с гуманитарным образованием люди имеют право претендовать на эту должность. С каждым претендентом происходит общение, потому что работа очень специфическая. Важно установить, что человек умеет и понимает ли, куда он идёт. А всем нюансам он учится на месте.
Для кораблей или туристов?
Владимир Ергер считает маяки очень перспективными в туристическом отношении. Но свои проблемы у этого направления есть, и главная из них – транспортная. А потому наиболее популярными стали те, что расположены рядом с популярными местами туристического посещения – в Крыму, в окрестностях Санкт-Петербурга.
– Во всём мире существует маячный туризм, многие маяки открыты к посещению в виде мини-музейчиков, – рассказывает он. – В действующие маяки заходить запрещено – в фонарное помещение, где стоит аппаратура. Но на обзорную площадку подняться можно, посмотреть какие-то исторические экспонаты и материалы. Во многих странах существуют маячные общества и содружества, которые занимаются восстановлением и популяризацией маяков. Например, существует маячный паспорт, в которые проставляют печати во время посещения того или иного маяка. Задача – собрать все печати, и это тоже подстёгивает к развитию туризма.
Россия находится в начале пути по развитию маячного туризма, но интерес, который проявляют посетители, даёт основания для оптимизма. По словам основателя российского Музея маячной службы, на каждой экскурсии звучит вопрос, на какие маяки можно попасть. Ответ – на те, которые вышли из эксплуатации.
– Мы специально не занимались программами для иностранцев, но они у нас бывали, – отмечает Владимир Ергер. – Из самых отдалённых – из Перу, Чили, Австралии, США, Европа почти вся. В основном идут те, кто уже посетил популярные достопримечательности и хочет увидеть что-то нетривиальное, новенькое. Нас можно назвать маячной меккой России, у музея есть друзья. Мы проводим анкетирование посетителей и видим, откуда к нам едут. Получается, что вся страна – до Хабаровска и Владивостока.