Как выбрать правильную школу?
В Торонто, в районе Finch & Bayview, есть русская школа «Престиж». Она была открыта в 2003 году выходцами из Одессы. Начиналась школа ещё 20 лет назад как дополнительные классы по математике, теперь же это полноценное учебное заведение со своим детским садом, выпускным классом, а скоро откроется и колледж. В Торонто много частных школ, но отличие школы «Престиж» в том, что учителя здесь используют советский педагогический опыт. О школе рассказывает её директор Ольга Марголд.
– Школа была открыта в 2003 году моим отцом, в прошлом заведующим кафедрой алгебры и методики преподавания математики Одесского педагогического института, моей матерью, отличником народного просвещения Украины, работавшей учителем математики, а затем инспектором школ, и мной. Я закончила школу с золотой медалью в Одессе, затем получила канадский диплом с отличием об окончании школы. Высшее образование я получила в Университете Торонто, освоив две специальности – математика и экономиста.
– Школа «Престиж» в районе Finch & Bayview привлекает внимание тем, что у неё есть типовое школьное здание.
– У нас школа на пяти акрах земли, со своим футбольным полем, спортивным залом. Детям есть, где играть, заниматься спортом. Начиналась школа 20 лет назад как математическая школа в помощь школьникам, а потом выяснилось, что не математикой единой живы ученики, и видите, теперь мы стали полноценной школой, от детского сада до выпускного класса, со своим филиалом в Richmond Hill.
– Частные школы у нас в Торонто популярны. А чем вы отличаетесь от других школ, каков ваш фирменный знак?
– Мы выгодно отличаемся от других школ благодаря тому, что школу открывали опытные педагоги, и многое взято из системы образования СССР. Это относится к методикам преподавания различных предметов, системе учёта успеваемости учеников, учёта посещаемости, контроля качества преподавания, планов уроков, которые готовят учителя в нашей школе (это не является обязательным в государственных школах), и многое другое.
Мы отличаемся также тем, что с самого первого класса у нас уроки ведут учителя-предметники. Математику преподаёт только учитель математики, отдельный учитель преподаёт естествознание, и система у нас кабинетная, то есть кабинет для каждого предмета. Многостаночников у нас нет.
– Местные дети привыкли, что учитель – многостаночник.
– У нас другой подход. Я сама математик, и считаю, что есть тонкости в преподавании разных предметов, и есть индивидуальный дар каждого учителя, уровень его владения тем или иным предметом. У учителя-предметника свой подход, своя методика, он знает, что нужно каждому ребёнку, как объяснить материал. Наши учителя не просто урокодатели от звонка до звонка. Они знают каждого ребёнка, выработали к каждому индивидуальный подход. Если какой-то ребёнок идёт вперёд, у них должен быть наготове дополнительный материал, и это не просто энное количество листиков. Завалить ребёнка заданиями и дополнительным материалом ещё не значит работать с ребёнком и развивать его способности.
Возвращаясь к вопросу о фирменном знаке нашей школы, думаю, что вряд ли вы найдёте вторую такую школу, где бы абсолютно все дети любили так математику и... выступления в школьных спектаклях. Если ребёнок заучивает, повторяет, пересказывает, он усваивает только готовый материал, и при этом отвыкает думать, размышлять, фантазировать. Дети устают не от чрезмерных усилий думать. Дети устают от скучной бессмыслицы. Главная задача образования, я думаю, не столько дать конкретные знания, сколько пробудить в ребёнке интерес к чему-либо, развить его как личность, создать и укрепить в нём привычки думать и воспринимать красоту.
Сокращать, облегчать программу, я считаю, бессмысленно и опасно – это ведёт лишь к деградации. Ребенок, восемь лет прилагающий минимум усилий к познанию, столкнувшись в старших классах с трудностями, сдаётся. Или начинает думать о себе как об ущербной личности, или бросает учёбу и идёт работать.
В нашей же школе все дети считают уроки математики увлекательными, и это заслуга наших учителей. Мы очень осторожны в рейтинговании детей. Никому не позволительно внушать, что он на что-то не способен. Мы боремся с ограничительной самооценкой детей, в частности, в отношении математики. Огромное количество людей, убедивших себя, что математика им недоступна, думают так потому, что вовремя не были поддержаны талантливым учителем, который знает, что такое «учение с увлечением». Наши учителя не только знают как, но умеют сделать уроки математики занимательными и увлекательными.
Наши дети, с другой стороны, очень увлечены театром. Участие в спектаклях (а их у нас 2-3 в году) даёт ощущение успешности, свободы от страха публичных выступлений, эмоциональную и пластическую выразительность. Неуверенным, закомплексованным детям, которым не хватает снимающего зажимы тренинга, помогают уроки драмы и танцев. У нас танцуют абсолютно все дети, и каждый танец – это маленькое представление, сюжет которого вытекает из материала пьесы. Их бесподобно ставит наша учительница танцев.
На концертах у нас дети и поют с удовольствием. Уроки музыки ведёт талантливый, любимый всеми детьми преподаватель консерватории.
– А как у вас обстоят дела с гуманитарными предметами?
– Ещё одной отличительной особенностью нашей школы является то, что у нас почти все гуманитарные предметы ведут канадцы, носители языка. И это для нас очень важно, потому что многие наши дети разговаривают дома на русском языке, и словарный запас детей и родителей не такой богатый, как у коренных канадцев. Все наши учителя, начиная с детского сада, работают над расширением словарного запаса учеников и оттачивают грамматику.
Английский у нас семь раз в неделю, французский пять раз, русский три раза. Ежедневно по расписанию – 7 уроков по 45 минут. Мы ежегодно участвуем в конкурсе Royal Canadian Legion. Эта организация канадских ветеранов ко Дню памяти проводит конкурсы на лучшее сочинение, стихотворение, устное выступление. Мы в этих соревнованиях участвуем в течение десяти лет, и наши дети в этом учебном году заняли первые, вторые и третьи места в конкурсе.
– То есть вы принимаете участие практически во всех конкурсах и олимпиадах, в которых участвуют канадские государственные школы?
– Абсолютно, и результаты прекрасные. Мы даём разностороннее образование, не только математическое. Мы предлагаем специальную программу по рисованию. Сейчас мы готовим детей к конкурсу рисунков. Наш учитель рисования – прекрасный художник. Он делает наброски декораций, приглашения к спектаклям, а дети их изготавливают. И каждый раз, затаив дыхание, дети ждут, что он придумает к данному сюжету.
– У вас, видимо, есть какие-то дополнительные программы для школы продлённого дня?
– Уроки у нас с девяти до четырёх, продлёнка до и после, что, кстати, входит в стоимость оплаты. Наша школа открыта с 7:30 утра до 6:00 часов вечера. Нa продлёнке дети обедают, играют на школьном дворе, затем либо под присмотром преподавателя делают домашнее задание, либо идут в различные секции и кружки. Футбол, баскетбол, шахматы, компьютеры, настольный теннис, рисование, танцы и драма – выбор большой.
– А какой у вас процент поступления в университеты?
– В университеты у нас стопроцентное поступление. Большей частью ребята остаются здесь, в Торонто. Те, кто выбирает бизнес, поступают в Schulich School of Business или Rotman School of Management. На Life & Health science идут в York, в Waterloo идут на программирование. Несколько ребят поступили в Guelph – там хорошая ветеринарная школа.
– Я вижу, что наибольший процент выпускников идёт в самые престижные университеты.
– Да, это верно. Кстати, в Oнтарио в университеты поступают по баллам аттестата, и мы требуем от наших детей полной отдачи для достижения высоких результатов.
– Сколько учеников в классе?
– В основном 12-15. Мы за каждого переживаем, тщательно готовим к контрольным, следим, чтобы они делали домашнее задание качественно. Наша цель – научить их не только сейчас, чтобы они получили хорошую оценку, но и на будущее, чтобы они сумели учиться в любом университете.
– Какие нововведения вы предлагаете?
– Мы ввели Advanced Placement (AP) курсы. Что это значит? Студент учится в школе, берёт те же самые кредиты и предметы, но на углублённом, на университетском уровне, и весной пишет выпускной экзамен по этому курсу. Таким образом, математику можно взять в школе, и она уже будет засчитана в университете. В программе AP, если ученик получил не 4 или 5, а 3, это никак не повлияет на его поступление в университет, то есть он попытался сдать экзамен за первый год университета. Сдал – молодец, не сдал – возьмёт этот курс ещё раз в университете. Сейчас у нас два предмета по AP программе, а на следующий год будет, помимо математики, физика, химия и биология. Но нужно готовить ребят уже начиная с 10-го класса, чтобы в 12-м классе они были готовы сдать этот экзамен.
С этого года мы планируем также зарегистрировать колледж и предложим ученикам получить некоторые прикладные специальности, чтобы они могли выходить из школы со специальностью на руках.
– И сколько у вас детей в школе?
– У нас школа небольшая, всего 150 учеников – иммигранты, иностранные студенты и дети, которые родились в Канаде. При этом мы не позиционируем себя в отрыве от русскоязычной общины, и у нас изучается русский язык, мы празднуем многие российские праздники.
– Какие ещё проблемы решает частная школа?
– В этом году мы расширились – детсад перебрался в другое помещение в том же здании. Теперь детсад располагается в четырёх комнатах вместо двух. И в школе в Richmond Hill мы арендовали дополнительное помещение, там занимаются ученики 1–6-х классов. В Richmond Hill открыт филиал математической школы. Имеется субботняя школа, предлагаются кредитные курсы.
В Торонто дети приписаны автоматически к своей районной школе, и тут уж кому как повезёт. В частной школе случайность исключена. Школа «Престиж» становится для многих учеников трамплином к успешной карьере, и мы стремимся пробудить у наших учеников интерес к знаниям, обеспечить им индивидуальный подход, в соответствии с их способностями и возможностями.
Наши двери всегда широко открыты, и мы рады новым ученикам, рады помочь им, быть рядом с ними на протяжении всего их тернистого пути на пути к успеху.
В. Вексельман
Источник: «Русский экспресс»