EN
 / Главная / Публикации / Инга Мангус: Так возникают русские школы

Инга Мангус: Так возникают русские школы

20.09.2012

В новом учебном году таллинской Школе русского языка исполняется 10 лет. Начиналась она с двух девочек, детей самих организаторов. Директор школы – доктор педагогических наук, автор известных учебников по русскому языку Инга Мангус.

– Инга, как возникла идея создать школу?

– Когда дети пошли в эстонскую школу, то встал вопрос, как быть с их русским языком, да и вообще, с русским культурным багажом. Сначала пытались заниматься сами, но то времени нет, то сил. Словом, причина всегда найдётся. Взяли домашнего учителя. Потом присоединились соседские дети. И пошло-поехало. Сейчас в школе более 70 человек.

– А когда и как часто проходят занятия?

– По субботам и воскресеньям в нескольких возрастных группах. По 4 академических часа. В итоге часов получается даже больше, чем в обычной школе.

– То есть это воскресная школа?

– Мы называем её школой дополнительного образования. Это точнее. Всё-таки язык у нас – это приоритет. Развитие речи, русская литература, история русской культуры. Словом, всё то, чего так не хватает русским детям в эстонских школах.

– А какая основная проблема у таких детей? Кто «клиент» Вашей школы?

– Наши учащиеся – это в 90% случаев русские ребята из школ с эстонским языком обучения. Их основная проблема… Если в двух словах, то это отсутствие навыка письма. Они не умеют писать. Очень маленький словарный запас, с трудом читают, нет русского культурного фона (пословицы, поговорки, фразы из фильмов и мультфильмов, не знают литературных персонажей).

– А куда же смотрят родители?

– Родители разные. Кто-то видит проблему, но нет времени. Решение откладывается на завтра. Кто-то её не видит, ждёт, когда пойдёт русский язык в школе. Но школа-то эстонская, а потому язык пойдёт как иностранный и с 6-го класса. Третьим жаль своих чад, всё-таки дополнительная нагрузка. Четвёртым лень возить детей по выходным в школу. Причин много. Спохватываются тогда, когда выясняется, что ребёнок не может складно прочесть элементарный русский текст или написать по-русски СМС, записку. Вот и приходят к нам мальчики и девочки четырнадцати-пятнадцати, а то и семнадцати лет.

– У Вас какая-то специальная программа? Какова методика работы с такими детьми?

– Да, у нас есть программа. Наша школа зарегистрирована в Министерстве образования и науки Эстонии. Есть даже специальный учебник для таких детей, кстати, единственный в Эстонии «Tere, русский язык!», вместе с рабочей тетрадью. Это первая ступень, начиная с 6-го класса. Мы его написали, исходя из опыта практической работы в нашей школе. Сейчас делаем продолжение, вторую ступень.

– Ну и как результаты после посещения вашей школы? Каков итог?

– Результат, на самом деле, очень неплохой. Мы взяли государственные тесты за основную школу, т.е. 9-й класс включительно, и дали нашим ребятам. Все написали работы просто отлично!

– А какой-то итоговый документ Ваша школа предполагает?

– Да. Во-первых, у нас есть традиционные табели. Ну и, конечно, по итогам мы выдаём сертификат Школы русского языка Института Пушкина.

Интервью записала Жанна Соколова

Также по теме

Новые публикации

В Институте востоковедения РАН прошла XV Международная конференция «Диаспоры Востока и России: прошлое и настоящее». В ней приняли участие более 30 учёных из 11 городов России, зарубежные гости из Казахстана, Израиля, Пакистана, Турции и Узбекистана.
На недавно состоявшемся в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) 7-м Вечере поэтической декламации «Я помню чудное мгновенье» и 2-м Конкурсе чтецов русской классической поэзии среди студентов пекинских университетов участники мероприятия эмоционально исполнили классические русские стихотворения, вызвав бурные аплодисменты.
Жарить шашлык нужно на тлеющих углях. Это правило известно многим. А вот как правильно поставить ударение в различных формах слова «уголь», знают далеко не все. Поищем ответы в авторитетных справочниках.
Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
В Российском совете по международным делам готовится к выходу обновлённый учебник по публичной дипломатии, в котором появилась новая глава о соотечественниках. Автор учебника Наталья Бурлинова считает, что соотечественники за последние годы стали очень активными субъектами международных отношений России с другими странами.
В Париже впервые прошёл показ фильмов-лауреатов Международного кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова, организованный при поддержке фонда «Русский мир». Президент Фонда Вячеслава Тихонова кинопродюсер Анна Тихонова рассказала, как, несмотря на все препятствия, удалось провести фестиваль и показать лучшие современные российские фильмы.
Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Цветаева