EN
 / Главная / Публикации / Виктор Садовничий: ЕГЭ надо совершенствовать

Виктор Садовничий: ЕГЭ надо совершенствовать

15.06.2011

Досрочный ЕГЭ показал настолько высокие баллы на Кавказе и в Приморье, что Рособрнадзор пообещал их пересмотреть. А институт общественных наблюдателей в ряде регионов заподозрен в коррупции. О том, как изменился ЕГЭ и как он будет меняться в будущем, в интервью «Русскому миру» рассказывает ректор МГУ Виктор Садовничий.

– Виктор Антонович, вы долго были противником ЕГЭ. А когда против него высказывается значительная часть общества, вы полагаете, что «ЕГЭ надо совершенствовать». Почему?

– Моя точка зрения не менялась. Я оппонировал инициативе быстрого ввода ЕГЭ и доказывал, почему этого не надо делать. Дискуссия длилась около десяти лет. Она сыграла свою роль – удалось чуть-чуть подготовиться к введению ЕГЭ. Но то, как он проводится, говорит о том, что мы пока недостаточно готовы к системе тестирования. Я считал и считаю, что Единый государственный экзамен не может быть единственным способом приёма студентов в вузы. В том виде, в котором принят, он остаётся способом измерения некоторого объёма знаний, и в меньшей степени – его качества. Отсюда и возникают проблемы. Надо наращивать степень проверки качества знаний и развивать способности думать и сопоставлять.

– На ваш взгляд, с чем связано из года в год растущее якобы качество сдачи ЕГЭ? Если судить по баллам, которые демонстрируют итоги ЕГЭ, особенно на Кавказе, качество растёт. Но почему тогда абитуриентов с высокими баллами вузы уже после первой сессии отчисляют за неуспеваемость?

– Думаю, для окончательных выводов надо дождаться итогов основной волны ЕГЭ, которая закачивается после 20 июня. Предварительно же хочу заметить, что как всякий измерительный подход,ЕГЭ имеет недостатки. Они связаны с тем, что не совсем учитывают психологические особенности ученика: часто так бывает, что способный человек теряется, когда ему приходится не думать, а выбирать мнение из набора предложенных. Он приучен к рассуждениям и сопоставлениям, чего, к сожалению, не требует ЕГЭ. В этом его конструктивный недостаток. ЕГЭ не даёт возможности выяснить, умеет ли человек мыслить. Я, например, не смог бы поступить в МГУ через ЕГЭ. Я закончил вечернюю школу в Донбассе. У нас в программе не было раздела «Логарифмы». Когда я поступал на мехмат МГУ, мне попался именно этот вопрос – «Логарифмы». Я честно сказал: «Не знаю». Комиссия была в шоке. Её члены переглянулись и спросили: «Ну а показательную функцию знаете?» – «Знаю», – отвечаю. А это обратная логарифмам функция. «Ну, вот, – предлагают они, – через неё и доказывайте свойства логарифма». Я так и сделал. Экзаменационная система дала мне шанс.

– Почему не отменяют ЕГЭ, если первокурсники, благодаря ему поступившие в университеты, отчисляются – процент успеваемости тех, кто поступил через экзамены или олимпиады, до 40% выше, чем у сдававших ЕГЭ?

– ЕГЭ принят законом. У него есть плюс – по замыслу, он даёт равные стартовые возможности для всех. Но я убеждён, что он требует сильного усовершенствования. Согласитесь, это исключительный случай, когда президент страны создаёт президентскую комиссию во главе с руководителем своей администрации для анализа ЕГЭ. Я вхожу в эту комиссию и могу сказать, что внутри неё есть очень разные точки зрения на эту систему экзаменования. Дискуссия продолжается. Среди среднесрочных предложений – введение двух ЕГЭ по математике. Один общий – как аттестация об окончании 11-го класса, другой – специализированный. Для математических факультетов и инженерных вузов аттестационный экзамен по математике ничего не даёт. Поэтому введён второй добровольный экзамен по математике, получивший название «профильный». Я также поднял вопрос об истории, литературе и русском языке. Они не поддаются формализации Единого госэкзамена. Эти предметы требуют позиции, творческого озарения, широты мышления и богатства речи. Поэтому я настаиваю в экзаменах по этим предметам максимально уйти от тестовой формы. Комиссия моё предложение приняла, но как предложение. Пока эти экзамены будут проводиться по старой схеме.

– Что это за идея отстранить школы от проведения ЕГЭ?

– Об отстранении речь не идёт. Я предлагаю и нахожу робкую поддержку создавать независимые центры сдачи ЕГЭ при университетах. Такая практика есть в Европе. И наши вузы в этом заинтересованы – чтобы конкурировать. Репутация создаётся в том числе из качества абитуриентов, которых бы помимо школ и по желанию выпускников тестировали независимые центры. Если ЕГЭ пройдёт в независимых центрах и по новой методике, а также без технических и организационных сбоёв, то у общества будет шанс увидеть ЕГЭ как бы в «чистом виде». Это поможет по существу оценить систему государственной оценки знаний. Вообще, такой обновлённый ЕГЭ был бы тестом и для общества: чтобы преодолеть нынешнее болезненное отношение к ЕГЭ, надо дать ему выбор. Кстати, действующий пример такого выбора – система олимпиад, организованных при поддержке Минобрнауки и РАН. Она, как показала практика, тоже несовершенна. Но после того как были упразднены вузовские и межвузовские олимпиады, а остались только всероссийские, качество их выросло.

– Олимпиады и профильные экзамены могут потеснить ЕГЭ как систему оценки знаний?

– Ни насколько. Такой задачи и не ставится. Олимпиады как вид интеллектуальных соревнований помогают выявить талантливых школьников. Такую задачу не может решить ЕГЭ, они у него просто другие – оценка качества знаний на основе стандартов, которые пока болезненно, но формируются. В этом смысле, разумеется, ЕГЭ как систему оценки надо совершенствовать. Что же касается олимпиад, точнее, их итогов, то среди их участников наблюдается более высокая доля студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично», более высокая доля студентов выше среднего уровня, более высокий средний балл по итогам первой сессии.

Беседовал Антон Самарин

 

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева