EN
 / Главная / Публикации / Подвижники жизни

Подвижники жизни

13.06.2012

Когда из-за вечных пробок я вынужден был поменять день и маршрут выезда с дачи, мне пришлось окунуться в необычные будни окраин подмосковного Ногинска. Что поразило больше всего – это очереди в городскую станцию переливания крови. Мелькнула даже шальная мысль: неужели наши люди так сознательны, что сплошь и рядом сдают кровь? Увы, по данным Исследовательского центра портала Superjob.ru, столице регулярно не достаёет до 39% донорской крови. По стране этот показатель ещё выше – до 47%. Когда своими наблюдениями поделился с соседом дядей Мишей, а он местный, тот рассмеялся: «Так это ж люди подрабатывают».

Всё оказалось просто. При средних заработных платах в 15-18 тысяч рублей и давящей безработице в окрестных сёлах, сдача крови в полторы тысячи, а плазмы до трёх тысяч рублей – неплохая прибавка к семейному бюджету. Вот люди и встают с утра пораньше и занимают очередь на станцию переливания крови. А потом бегут на работу, но уже те, кто её имеет. Для них обязательный после сдачи крови благотворительный лёгкий завтрак – сладкий чай, шоколад и бутерброд – иногда просто спасение. Ведь даже на него не у всякого не то что безработного, работающего есть средства к концу месяца. А тут всё бесплатно.

Причём одних и тех же желающих сдавать кровь и плазму так подозрительно много каждый месяц, что медицинский персонал их знает в лицо. Особенно тех, кто доказывает, что их организмам «полезно» донорствовать два раза в месяц. На таких активистов составлены негласные запретные списки – ради их же здоровья. 

Вспомнить о вынужденных донорах пришлось, когда столкнулся с неоптимистичной статистикой. По данным всё того же Исследовательского центра портала Superjob.ru, накануне Всемирного дня донора ради помощи людям свою кровь сдали 42% россиян. Из них 19% – те самые нуждающиеся слои населения, которые таким способом подрабатывают на лучшую жизнь. То есть почти половина доноров идёт на этот шаг вынужденно. В мире, кстати, люди тоже не очень охотно соглашаются на донорство. По данным ООН, около 52% граждан Евросоюза являются добровольцами-донорами. В США и Канаде этот показатель чуть выше – до 58%. Активно сдают кровь только в Японии (почти 69%) и Китае (около 67%). Но всё равно в мире не хватает донорской крови, поскольку её групп несколько, долго она не хранится, а люди, не только в России, в основном сдают кровь от случая к случаю, а она нужна регулярно и всё в больших объёмах. 

Собственно, ради пополнения запасов крови ООН в мае 2005 года был объявлен новый международный день, как его назвали врачи организации, праздник «подвижников жизни» – Всемирный день донора. Первым таким подвижником стал Карл Ландштейнер, австрийский иммунолог, получивший Нобелевскую премию за открытие в 1868 году групп крови человека. Вот только оказывается, что в мире таких добровольцев не очень много. Точнее, явно недостаточно для спасения тех, кто нуждается в крови. Так, например, никогда не выступали в качестве доноров крови 58% россиян. Следует уточнить: 32% из них не сдавали кровь по медицинским показаниям. Они или переболели болезнью Боткина, или врачи запрещают им сдачу крови по состоянию здоровья. Однако есть ещё целых 28%, которые честно сознаются, что никогда не сдавали кровь. Почему? И вот тут предстоят неприятные открытия в психологии соотечественников и нашем отношении друг к другу. 10% россиян, ни разу не выступавших в роли донора, приводят аргументы школьного лентяя – «не получалось добраться»; «как-то не доходят руки» или «некогда». 8% респондентов признались, что боятся. Ещё 5% опасаются заражения передаваемыми через кровь заболеваниями, а 4% теряют сознание при медицинских манипуляциях подобного рода.

И если последние доводы можно принять и понять, то, пусть и небольшое число процентов, отказывающихся сдавать кровь, проливают свет на то, почему так сильно не хватает донорской крови. 4% участников опроса не могут найти времени на «такие мероприятия, мешающие работе и семье». У 3% «никогда не возникало подобной необходимости». 2% не знают о местонахождении пунктов приёма крови. Ещё 2% не хотят сдавать кровь. Столько же респондентов (2%) не сдают кровь, поскольку «никогда не задумывались о донорстве». А 3% россиян искренне считают, что кровь нужнее им самим: «У меня её и так мало – начальство пьёт». Ну и, наконец, 1% не идёт на этот подвижнический шаг потому, что им ни разу этого не предлагали, «далеко ехать до станции переливания крови», или «у меня нет постоянной регистрации по месту проживания».

Если не придираться к этим небольшим цифрам, то они вполне укладываются в рамки статистической погрешности – примерно 3-4%, которые, как считают социологи, не оказывают сильного влияния на итоги опроса. И вероятно, на явление донорства тоже. Наверное, это так. Но когда понимаешь, что даже 1% здоровых и благополучных людей могли бы стать донорами для тех, кому не просто срочно нужна кровь, а она может спасти им жизнь, а этот 1% остаётся «статистической погрешностью», становится не по себе. В этом случае латинское слово донор, или donare, происходящее от глагола «дарить», обретает совсем не символическое значение: в случае с добровольными донорами подарком для нуждающихся часто является жизнь. Но сегодня всё чаще её дарят не добровольцы, а такие же нуждающиеся, но уже в иной «крови цивилизации» – в деньгах. Так, наверное, проявляется взаимозависимость людей от людей. Но из-за растущего числа вынужденных доноров Всемирный день донора в России остаётся способом выживания, но не тем, о котором мечтали создатели этого гуманного праздника.

Владимир Емельяненко

 
Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

В Институте востоковедения РАН прошла XV Международная конференция «Диаспоры Востока и России: прошлое и настоящее». В ней приняли участие более 30 учёных из 11 городов России, зарубежные гости из Казахстана, Израиля, Пакистана, Турции и Узбекистана.
На недавно состоявшемся в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) 7-м Вечере поэтической декламации «Я помню чудное мгновенье» и 2-м Конкурсе чтецов русской классической поэзии среди студентов пекинских университетов участники мероприятия эмоционально исполнили классические русские стихотворения, вызвав бурные аплодисменты.
Жарить шашлык нужно на тлеющих углях. Это правило известно многим. А вот как правильно поставить ударение в различных формах слова «уголь», знают далеко не все. Поищем ответы в авторитетных справочниках.
Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
В Российском совете по международным делам готовится к выходу обновлённый учебник по публичной дипломатии, в котором появилась новая глава о соотечественниках. Автор учебника Наталья Бурлинова считает, что соотечественники за последние годы стали очень активными субъектами международных отношений России с другими странами.
В Париже впервые прошёл показ фильмов-лауреатов Международного кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова, организованный при поддержке фонда «Русский мир». Президент Фонда Вячеслава Тихонова кинопродюсер Анна Тихонова рассказала, как, несмотря на все препятствия, удалось провести фестиваль и показать лучшие современные российские фильмы.
Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Цветаева