Отложенный вылет
12 августа страна отпраздновала очередную круглую дату – 100 лет Военно-воздушным силам. Слава ВВС!
Авиашоу в подмосковном Жуковском растянулось на три дня. С 10 по 12 августа. И, честное слово, было на что посмотреть. Понятно, что на праздник собирают всё лучшее, что есть в стране. Главное – чтоб имелось, что собрать. Судя по тому, что взлетало и садилось на аэродроме Жуковского, кое-что у нас имеется.
Смутило другое. Когда месяца два назад в Краснодарском крае президент озаботил различных чиновников вопросом о том, готова ли страна к празднованию 100-летнего юбилея ВВС, закралась в голову нехорошая мысль. А именно: кто-то и зачем-то пытается дезинформировать главу государства…
Чтобы озабоченность автора стала абсолютно понятной, приведу отстранённый пример. В этом году один из древнейших городов России Белозерск Вологодской области отмечает славный юбилей: 1050-летие со дня основания. Откроем официальный сайт администрации города. Всё так и есть: висит праздничный баннер, 1050 лет. Чуть выше – опять-таки официальная информация. Дата основания города – 862 год. Берём калькулятор для верности. Отнимаем от числа «2012» число «1050». Выходит – 962…
Что-то, воля ваша, казус получается! Целый век – как вологодская корова языком. Может, новое слово в истории древних русских городов прозвучало, и никто его не услышал? С другой стороны, какое новое слово, если в достатке слов старых, из летописей? Из них-то и следует, что первое упоминание о Белоозере аккурат на 862 год приходится. У современной власти тоже вроде никаких сомнений не было до недавнего времени. Пять лет назад отметили 1145 Белозерска, вполне себе на уровне. На въезде в город ещё месяц назад соответствующий баннер висел.
По секрету один осведомлённый товарищ поведал, что кто-то где-то в высокой кремлёвской инстанции при составлении документа о праздновании круглой даты слегка ошибся. Вместо единицы поставил ноль. А получилось, что у города украли 1/11 часть его истории!
Есть ощущение, что и со 100-летием ВВС что-то слегка напутали.
Обратимся к истории вопроса.
Не стоит, наверное, начинать дискуссию о том, считать ли воздушные шары и дирижабли составляющей частью военно-воздушных сил. Хотя на заре ХХ века именно Военное министерство приняло решение создать специальные подразделения при гарнизонах в крепостях на западных рубежах империи. В составе 65-ти воздушных шаров, между прочим.
После поражения в Русско-японской войне в России стартовала интенсивная военная реформа. Некая суета вокруг военной авиации началась в 1908 году. А в 1910-м эта суета закончилась тем, что по инициативе великого князя Александра Михайловича, отвечавшего за военно-морской флот, были закуплены первые аэропланы для сугубо военных целей и основаны две первые лётные военные школы: в Гатчине и Севастополе. В течение двух последовавших лет военная авиация подчинялась Главному инженерному управлению Военного министерства. То есть совершенно очевидно, что она входила в систему вооружённых сил империи. Только летом 1912 года авиацию передали в специально организованную воздухоплавательную часть Генерального штаба. Но там она не прижилась и в декабре 1913 была возвращена в Военное министерство, в Главное военно-техническое управление.
В конце концов, можно обойтись и без формализмов. Вот что писал своей жене военный лётчик Павел Нестеров 9 сентября 1911 года: «Сунулся я к врачу инженерного училища, а он возьми да и найди у меня недостатки: опять правое лёгкое. Говорит: “Вам нельзя летать”. Если даже и верно, что он говорит, мне необходимо попасть в школу, чтобы провести свой проект…». И всё это за 11 месяцев до появления российских ВВС. Врачи есть, лётчики есть, полёты есть, военная школа есть. Самолёты есть! А ВВС, получается, нет…
18 февраля 1910 года на заседании Особого комитета по усилению флота его председатель великий князь Александр Михайлович докладывал о том, как истрачены миллионы, собранные для восстановления флота после Цусимы. Образовался остаток в 880 000. Эти деньги великий князь предложил потратить на организацию флота военно-воздушного. Предложение было принято.
В августе 2012 года имеется повод говорить русской военной авиации. Грянула война между Балканским союзом и Османской империей. На фронт в помощь православным братьям отправился русский авиаотряд. Но вот закавыка: состоял он из гражданских лётчиков. Государь из политических соображений запретил военным лётчикам идти в этот отряд добровольцами. Что опять-таки свидетельствует о наличии в России военных лётчиков.
Конечно, 2,5 года – это не 100. Но тоже обидно.
Михаил Быков