Первый звонок: сэкономить не получится
Две новости перед началом нового учебного года: с 1 сентября в части российских школ начинается эксперимент по внедрению электронных учебников и почти во всей России перед 1 сентября прошли благотворительные акции «Семья помогает семье – собираемся в школу!». И обе повергают родителей в недоумение. Чего ждать от без конца реформируемой школы на это раз?
Вроде бы радоваться надо: высокие технологии приходят в школу, какая-никакая родительская солидарность появляется, а на душе кошки скребут. Ведь во что обойдётся это чудо – электронный учебник, если только собрать ребёнка в школу – минимум 15 тысяч рублей? Точнее, можно и в 7-9 тысяч уложиться, но тогда детских слёз и горя будет столько, что взрослая скорбь по электронному учебнику покажется пустяком. И вот, чтобы как-то объяснить дочери, что требуемые новинки – тетрадки с запахом шоколада или голографическими рисунками на обложках, гнущиеся и складывающиеся линейки, карандаш с точилкой в колпачке, пикающей по окончанию заточки и какие-то там ножницы с мягкими ручками – это дурь, веду её на благотворительную акцию «Семья помогает семье». Благо, у нас нуждающихся племянников в Подмосковье и в Краснодарском крае – тьма. Но вот незадача – акция московская, поэтому брать не свои размеры и высылать детскую одежду в другие регионы нельзя. Идём с дочерью на обман – приобретаем вещи будто бы ей, а на самом деле вышлем их её двоюродным сёстрам в Усть-Лабинск. Признаюсь, это был день, когда у меня, человека, которого ещё никто и никогда не заподозрил в благодарности к чиновникам (как у журналиста у меня с ними бывают только проблемы), вот именно это чувство и появилось сразу к целому департаменту соцзащиты правительства Москвы.
Мало того что акция помощи нуждающимся – его рук дело, так организаторы поверили мне и дочери, что мы одежду для мальчиков передадим в подмосковный Ногинск. «Всё равно у нас накопилось 36 тонн одежды, – поделилась проблемами одна из администраторов, – боимся, что всё не разберут».
Воспитательный эффект от того дня для моей дочери был не то что бы сногсшибательным, но хотя бы часть аппетитов и амбиций она поумерила. Проблему с канцелярскими товарами мы решили быстро: пошли по стандартному пути потребностей, а не желаний. Ранец – о чудо! – решили оставить прежним. «Подумаешь, углы затёрлись, – решила дочь, – у других и такого нет». А это 1000-2500 чистой экономии. А вот с одеждой намного сложнее. Форма, пожалуй, самая большая статья расходов. Блузки, парадная и сменная обувь, спортивная форма – всё это требует тщательного выбора и затрат. Тут об экономии говорить не приходится. Разве что на юбке в этом году удалось благодаря бабушке «ужаться». В первый класс мы приобрели пару школьных юбок. Вторую оставили про запас, через год отпороли с низу. Всё же спасает то, что дети за год не вырастают до такой степени, чтобы менять всю форму. Хотя всё зависит от ребёнка. Не все мальчишки и девчонки умеют носить одежду аккуратно. Одноклассник дочери в прошлом году в первые же дни потерял пиджак.
Итак, подводим предварительные итоги. Школьная форма, включая спортивную и обувь, составляет самую большую статью расходов – 4000-6000 рублей, не меньше. Рюкзак или ранец – в среднем 1000-2500, но если повезёт, можно найти дешевле. Учебники, тетрадки и прочие канцелярские мелочи – 1000 рублей. Ещё надо быть морально готовым к тому, что в любой школе на первом же родительском собрании соберут на всякие хозяйственные нужды, и не надо раздражаться по этому поводу. Это не «поборы» – у школ действительно нет денег на многие необходимые вещи. Кроме того, обычно администрация в лице родительского комитета старается сразу собрать с родителей деньги на различные мероприятия за полгода вперёд – просто заложите сюда как минимум 2000-4000 рублей. Вот и набегают минимум 10 тысяч, а вообще-то, если себя не обманывать, до 15 тысяч рублей.
Ясно, что на этом фоне «барабанная дробь» инноваторов и рационализаторов по поводу эксперимента с внедрением электронных учебников вызывает больше вопросов, чем радости. И если с учебниками многим родителям пока везёт или они приспособились к взаимообмену – каждый год деньги на них собирают прямо в школе, причём некоторые из учебников достаются вообще за символическую плату, поскольку они уже были в употреблении – то, что будет с электронными носителями, ясности нет ни у кого.
Разумеется, за главу Роснано Анатолия Чубайса можно порадоваться. Наконец-то его ведомство, обещавшее нанореволюцию в каждый дом, презентует электронный учебник. Но Чубайсу никто не забудет его лохотронных ваучеров 90-х годов. Поэтому как бы он ни рекламировал новый вид электроники (детский планшетный компьютер не гнётся и не бьётся), вопрос: кто будет платить? – остаётся открытым. Ведь стартовая цена опытного образца, куда закачаны все учебники для 6-го класса – от 12 тысяч рублей. Правда, в Роснано обещают, что, если эксперимент удастся и начнётся серийное производство, цена будет снижаться. Вот только для кого? В совокупности цены на сбор детей в школу растут каждый год во всех направлениях. Теперь к ним добавляются электронные учебники. И сразу – цены вырастают в разы. Роснано, как и Чубайс, не мелочатся. Даже представляя электронный учебник премьеру Владимиру Путину, Чубайс заметил, что на инновациях экономить «себе дороже». Кстати, открыв учебник не с первой попытки, премьер начал читать вслух: «Как на масляной неделе со стола блины летели...»
– Не полетит учебник в руках у детей? – поинтересовался он.
Чубайс ответил, что устройство не содержит стекла, и, по сути, это «электронная» бумага. Вот только в руках у детей «летит» и «горит» всё. Особенно электронные игровые приставки. А значит, надо понимать, что ангельское терпение родителей – первое, что потребуется при реформировании современной школы. А ещё родительский кошёлек – именно на него постепенно государство перекладывает проблему внедрения инновационного образования.
Анна Лощихина