Крещение в жанре сиквел
В среду православные отмечают Крещение Господне, или Богоявление. Наряду с Пасхой и Пятидесятницей, это один из древнейших христианских праздников. Отмечая Крещение Иисуса Христа в реке Иордан пророком Иоанном, православные вспоминают и первоначальный смысл слова «крестить» – в переводе с греческого это значит «погружать в воду». Первые христиане отмечали праздник вместе с Рождеством, и лишь к концу IV века праздники были разделены.
Согласно христианскому преданию, когда Иисус вышел из воды, на него в виде голубя сошёл Святой Дух, а голос с небес свидетельствовал о Нём как о Сыне Божием. С этим связано второе название праздника.
В навечерие праздника, в Крещенский сочельник, Кирилл совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Преображенской церкви храма Христа Спасителя.
Крещение примечательно не только своей древностью, этот праздник имеет значение, выходящее за рамки Церкви. Хотя бы потому, что с ним, особенно в России, связано несколько устойчивых народных верований. И главное из них – вера в особые свойства крещенской воды. Многие православные убеждены, что такая вода исцеляет. По словам верующих, вода набранная в Крещенскую ночь, может оставаться свежей годами. Отсюда обычай ходить в церковь за освящённой водой и, разумеется, купание в прорубях – «иорданях».
С возрождением православия в России оказалось, что этот обычай, несколько подзабытый в стране научного атеизма, на самом деле никуда не делся – и в последние годы возродился с особенной силой.
Впрочем, Церковь в России сама поддерживает этот обычай и настаивает на том, чтобы его не воспринимали лишь только как народный, то есть, по сути, языческий. Так, накануне праздника сам патриарх Кирилл призвал относиться к купанию в крещенской проруби именно как к церковному таинству.
– Многие люди в течение суток с 18 на 19 января идут на естественные иордани, на водоёмы, где освящалась вода, чтобы с благоговением эту воду почерпнуть и даже окунуться в ней. Всё больше и больше людей следует этому благочестивому обычаю. Но когда будете входить в иорданские воды, помните, что это не развлечение, не народный обычай, не часть нашего фольклора, но участие в таинстве соприкосновения святыне, – сказал патриарх во вторник после литургии, которую он совершил в храме Христа Спасителя.
Патриарх напомнил и о непременном христианском атрибуте этого обычая – трёхкратном осенении себя крестом перед погружением в прорубь. Кроме того, напомнил он, погрузившись в воду, нужно молиться о себе и близких, «чтобы Господь преклонил милость к вам, очистил грехи ваши и укрепил вас на достойном пути жизни, ведущем в Царствие Небесное».
Однако глава РПЦ сделал важное пояснение, которое проводит необходимую грань между церковной верой в освящение воды и языческим представлением об её особых свойствах. Он напомнил, что при освящении вода не изменяет своих физических и химических свойств, но «пронизывается Божественной энергией», становится водой, которой сообщена благодать Святого Духа.
Народная вера, балансирующая на грани христианства и язычества, всегда была сильна в России. Это не примета только последних десятилетий – достаточно вспомнить тот обильный общерусский фольклор, который связан со многими христианскими праздниками. Тем не менее возрождение религиозности в нашей стране после крушения советского строя проходило в совершенно особых условиях кризиса научного мышления. И можно было бы винить верующих в каком-то особом невежестве, если позабыть о том эффекте, который в своё время производили «лечебные» сеансы Анатолия Кашпировского на советском телевидении.
Нынешняя Церковь лишь существует в заданных условиях и вынуждена, по сути, вести огромную просветительскую работу. Отстаивая собственные вероучительные представления, от которых в силу своей природы отказаться не может, она вынуждена постоянно просвещать свою ещё полуязыческую паству. В эту работу оказываются вовлечены все церковные силы, не исключая и самого патриарха.
Сейчас Православная церковь стремится – и предпринимает для этого большие усилия – стать не только духовным, но и интеллектуальным центром общества. Собственно, только так и можно его «завоевать». Интеллектуальное обновление стало одной из основ возрождения Католической церкви, будь то Контрреформация XVI-XVII веков или Аджорнаменто XX-го. Учреждение Патриархом Российского православного университета – одно из наглядных свидетельств такого же стремления Православной церкви в России.
Ничего плохого в желании стать «законодательницей мод» нет. В случае, конечно, если речь идёт о серьёзном интеллектуальном и моральном утверждении, а не о комичных инициативах, наподобие предложения протоиерея Всеволода Чаплина ввести общероссийский дресс-код. Вся сложность, даже парадоксальность, положения РПЦ состоит, однако, в том, что параллельно Церковь должна заниматься «детскими болезнями» народного христианства. Иными словами, потенциальным повелителям дискурса приходится одновременно подрабатывать детскими воспитателями. Работа в каком-то смысле неблагодарная и непростая, однако, несомненно, нужная. Хотя бы потому, что в этом случае речь идёт уже не о привлечении к христианству. А о самом христианстве.
Борис Серов