EN
 / Главная / Публикации / Яма

Яма

25.08.2010

В Москве осталось не так уж много площадей, не изуродованных строительными работами или их последствиями. В 90-е годы, когда оппозиционеры приспособились собирать массовые митинги на Манежной площади, совсем близко от Кремля, столичные власти вырыли там огромную яму, которая спустя почти десятилетие превратилась в подземный торговый центр, накрытый уродливым стеклянным куполом. Публичное пространство площади, а заодно и она сама были практически уничтожены, один из лучших видов на Кремль безнадёжно испорчен. Содержание подземного торгового центра обходится недешёво, ибо нужно постоянно откачивать грунтовые воды и жечь электричество. Но вроде бы он окупается. А даже если и не окупается, то это уже не важно.

На площади перед Белорусским вокзалом затеяли многолетнее строительство, обещая устранить постоянно возникавшие там пробки, построив многоуровневые дорожные развязки. Как будут выглядеть подобные сооружения в самом центре города, легко себе представить. Нигде в мире такого ещё не было. Просто не приходило никому в голову так изуродовать Париж, Лондон или даже разрушенный войной Берлин.

Сейчас на линии Тверской улицы в Москве осталось только две площади: Пушкинская и Триумфальная. Власти столицы долго носились с идеей раскопать Пушкинскую площадь, устроив там многолетнюю реконструкцию ради подземных парковок или магазинов. Правители моего родного города обожают подземные сооружения. Они стоят исключительно дорого, а расходы на выемку и вывоз грунта практически не поддаются контролю.

Но проект уничтожения Пушкинской площади захлебнулся. Слишком очевидна была его ненужность и абсурдность, слишком много влиятельных людей запротестовало. На сегодняшний день от плана официально не отказались, но и осуществлять его не торопятся. Замерли в ожидании. Вдруг шанс всё-таки появится?

Дождались. Появилась новая возможность выкопать большую яму, только не на Пушкинской, а на Триумфальной площади. Внезапно, без предупреждения и обсуждения столичное начальство закрыло это любимое москвичами место, объявив, что тут будет сооружаться огромная, на тысячу мест, подземная парковка.

Журналисты сразу же открыли тайный план чиновников. Ведь Триумфальную площадь уже в течение полутора лет облюбовали различные оппозиционеры, устраивающие здесь то день гнева, то митинги «несогласных» во имя свободы собраний, то ещё что-нибудь. Если же площадь обнести забором и назвать стройплощадкой, то эти сборища ни разрешать, ни запрещать, ни охранять не понадобится. Всё само собой как-то решится.

Пресса зубоскалит по поводу того, что власть испугалась нескольких сотен «несогласных», пойдя из-за них на столь масштабные меры и огромные расходы. Что касается оппозиционеров, то они просто найдут какое-то другое место. Если в столице не останется площадей, можно будет использовать улицы. А если уже в Москве не останется в центре города ни одной неприкрытой и неразрытой улицы, то не нужно будет никаких оппозиционеров, чтобы заставить людей протестовать – сами придут, и в таком количестве, которое и не снилось «несогласным».

Власти, естественно, не говорят правды, делая вид, что всё дело в проблемах дорожного движения. «Несогласные» торжествуют. Им кажется, что они одержали моральную победу. Своими акциями они не могли расположить к себе общество, вызвать его сочувствие. Абстрактные слова о свободе собраний звучат не слишком убедительно в устах людей, среди которых многие (подобно Эдуарду Лимонову или Сергею Удальцову) ещё недавно публично осуждали саму идею демократии. Но теперь они могут, например, протестовать против реконструкции Триумфальной площади. И по этому вопросу огромное большинство москвичей будет с ними солидарно.

Технически проект реконструкции не проработан, более того, его, кажется, и вовсе нет. Это наводит многих комментаторов на мысль, что ничего строить и не будут. Просто огородят площадь забором и объявят стройплощадкой. А деньги, понятное дело, разворуют.

Увы, это было бы наилучшим исходом. Но, к сожалению, более вероятен другой ход событий. Строить всё-таки начнут. Без разумного плана, без полной и экспертно апробированной документации, как не раз уже в столице делали. Это отнюдь не исключает воровства. Знакомый чиновник несколько лет назад сообщил мне формулу, по которой это делается: чтобы один рубль украсть, нужно девять рублей неэффективно потратить. Иными словами, украденные средства – единственные, тратящиеся по целевому назначению, осмысленно.

Самое страшное случится, если проект всё-таки будет реализован. Ещё одна столичная площадь окажется изуродованной. Непонятно, что случится с туннелем, идущим под ней сегодня. Если он окажется заблокирован, это крайне затруднит движение в центре Москвы. Кстати, наличие огромной массы машин, запаркованных в самом центре города, проблему пробок только усугубит. Объяснения чиновников, рассказывающих, что автовладельцы смогут доехать до Триумфальной на машине, а дальше добираться на метро, просто смехотворны. В Европе строят перехватывающие парковки за пределами центра, чтобы туда не ехали. А в Москве, наоборот, в самом центре, чтобы не было соблазна поехать на метро. Быть может, мэрия хочет, напротив, разгрузить столичное метро, которое не справляется с наплывом пассажиров?

Итак, реконструкция площади дезорганизует транспортные потоки, усугубит проблему пробок, испортит на многие годы вид в центре Москвы. Работу обещают закончить к 2013 году. Правда, начинать её пока не собираются: сперва площадь отдадут археологам. Пока они там будут копать, можно доделать техническую документацию, приведя её хотя бы в минимальное соответствие с существующими требованиями. На всякий случай заранее объявили, что на Триумфальной площади ожидаются важнейшие археологические открытия. Так что при желании можно будет реализацию проекта продлить. Ну, скажем, до 2020 года или до середины века.

Неужели всё это делается ради каких-то «несогласных» с их набившими оскомину и совершенно безопасными, никому не интересными митингами? Конечно, нет. На «Ленинградке», например, митингов нет, а разрыли её в нескольких местах так, что мало не покажется. И даже выезд в аэропорт «Шереметьево» заблокировали.

Если строительство – это предлог для борьбы с несогласными, то борьба с несогласными – только предлог для того, чтобы затеять строительство. Столь сложная схема имеет очень простое политическое и финансовое объяснение. Городское хозяйство Москвы давно превратилось в своеобразную пирамиду, когда затевать новое масштабное строительство необходимо ради того, чтобы закрыть долги и обязательства, не выполненные по предыдущим проектам. Остановиться – значит упасть, допустить разорение московского строительного сектора, связанных с ним банков и кормящихся от него чиновников. Но на политическом уровне подобная практика вызывает растущее раздражение не только у москвичей, но и у федерального начальства. Кампания критики столичных властей и самого мэра, развернувшаяся в средствах массовой информации и отражающая позицию центральной власти, говорит сама за себя. Гротескно-бессмысленные строительные проекты, разрушение архитектурных памятников и общепризнанная коррупция, ставшая по всей России притчей во языцех, всё это обсуждается публично, осмеивается, демонстрируется широкой публике.

В таких условиях перед московскими властями встала трудная задача. Остановиться или изменить свой подход они не могут, но игнорировать критику и недовольство вышестоящих инстанций тоже не могут. Значит, нужно предпринять что-то такое, что позволило бы продолжать свою обычную практику, но не вызывало бы возмущения федеральной власти. «Несогласные» дали столичному начальству такой шанс. Федеральному чиновнику, задающему неудобные вопросы по поводу нецелевого использования средств или неправдоподобно большого объёма грунта, вынутого на Триумфальной площади из-под памятника Маяковскому, всегда можно будет подмигнуть и напомнить: «Ну, вы же понимаете... Это всё политика». И поймут.

Московские власти решили свою проблему. «Несогласные» тоже как-нибудь пристроятся, найдут себе другое место, подготовив столичным чиновникам новую строительную площадку. Федеральным властям и так есть, чем заняться – с одними только пожарами сколько хлопот! А площадь жалко. Хорошая была площадь...

Борис Кагарлицкий

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В эти торжественные и ответственные минуты вступления в должность Президента хочу сердечно поблагодарить граждан России во всех регионах нашей страны, жителей наших исторических земель, отстоявших право быть вместе с Родиной.
25 – 26 апреля 2024 г. в Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева прошла международная конференция филологов, посвящённая 75-летию со дня рождения почётного профессора БГУ, руководителя Русского центра С. А.  Елебесовой.
Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
Цветаева