Религиозное образование в Израиле: мифы и факты
От редакции. Обсуждение необходимости введения в российских школах новых религиозных дисциплин, разумеется, невозможно без изучения примеров встраивания религиозного образования в систему школьного просвещения в других странах. Именно поэтому мы предлагаем вашему вниманию материал о подходе к этому вопросу в государстве, где политика и религия переплетены теснее, чем во многих других современных странах, а именно в Израиле.
– Иудеи? – с надеждой спросил Мартин. Как человек
чистокровно русский (до самого татаро-монгольского
ига), он твёрдо верил, что уж евреи-то не подкачают,
обязательно сведут всё к разумной и удобной форме.
Сергей Лукьяненко. Спектр
Разговоры о введении в российских школах элементов религиозного образования (до формулирования нынешней идеи духовно-нравственного воспитания долго обсуждалась идея обязательного изучения основ православной культуры) идут уже не первый год. При этом то один, то другой участник дискуссии ссылается на опыт Израиля, где якобы во всех еврейских школах преподают «иудаизм» и никто этому особо не возмущается.
К сожалению, большинство из тех, кто рассуждает о религиозном образовании в Израиле, имеет весьма смутное представление о том, что на самом деле происходит в израильской школе, следствием чего являются порой совершенно фантастические умозаключения. Поэтому, на наш взгляд, знакомство с реальным положением дел поможет российским читателям избежать ложных аналогий, а заодно действительно подумать о том, в какой степени израильский опыт применим к российским реалиям.
Прежде всего следует отметить, что в Израиле существует не одна, а две системы государственного еврейского образования (арабы и другие национальные меньшинства учатся в своих школах): светская и государственно-религиозная. Кроме того, значительная часть детей учится в школах ультраортодоксальных общин, формально считающихся независимыми, а на деле получающих значительное финансирование из госбюджета. Так вот, какое-либо преподавание религии происходит только в религиозных учебных заведениях, официальной задачей которых является воспитание благочестивых иудеев, живущих «по закону Моисея и Израиля». В этих школах ученики не только интенсивно изучают Писание, Талмуд, еврейское религиозное право, законы и ритуалы, etc., но и обязаны придерживаться религиозных норм, например, участвовать в обязательных школьных молитвах, придерживаться определённого дресс-кода и т. д.
Важно отметить, что религиозные учебные заведения весьма различны по уровню требований к учащимся. К примеру, ультраортодоксальные школы обычно вовсе не дают никакого светского образования, ограничиваясь изучением «божественного», и, соответственно, аттестатов зрелости, без которых нельзя поступить в вуз. В других религиозных школах ученики получают полноценное светское образование, соответствующее требованиям Минпроса.
Далеко не все ученики религиозных школ происходят из семей верующих. К примеру, многие восточные евреи, не придерживающиеся в быту требований ортодоксального иудаизма, по разным причинам отдают своих детей в религиозные учебные заведения, однако запись в них происходит исключительно добровольно. Поэтому если родители заявляют, что хотят дать ребёнку светское образование, но в их населённом пункте нет светской школы, то их ребёнок имеет право учиться в другом городе (в остальных случаях израильский закон требует, чтобы дети учились строго «по месту прописки»; разумеется, аналогичные права имеют верующие родители, желающие дать ребёнку религиозное образование).
Что же касается светских школ, то никакого преподавания «религии» в них нет и никогда не было. Правда, со второго по двенадцатый класс в программе присутствует такой предмет, как Библия (Ветхий завет), однако к иудаизму это не имеет никакого отношения. Изучение Библии в школе было введено по инициативе отцов-основателей Государства Израиль, которые по большей части были людьми совершенно нерелигиозными. В библейских текстах они видели не Священное писание, а памятник аутентичной еврейской литературы, возникшей в ту пору, когда еврейский народ ещё жил на своей земле и говорил на своем исконном языке – иврите. Библия, по их замыслу, должна была стать основой новой (светской) израильской культуры, которая окажется альтернативой традиционной культуре диаспоры. Поэтому изучение Библии в израильских школах с самого начала принципиально отличалось от религиозного «изучения Торы» – светские израильские школьники читали Писание как памятник древней литературы, а не как священный текст, диктующий определённые нормы поведения.
Правда, даже подобное преподавание Библии некоторые светские израильтяне считают «миссионерством» и «религиозным диктатом», поскольку во многих школах этот предмет ведут религиозные учителя. Однако большинство светской публики этих настроений не разделяет и относится к изучению «классического наследия» совершенно спокойно.
Существующая израильская система имеет целый ряд достоинств, главным из которых следует признать право родителей самим решать, какое религиозное воспитание получат их дети. Но вместе с тем она порождает целый ряд проблем, причём по обе стороны «границы».
Что касается верующих, наличие отдельных школ неизбежно приводит их к замкнутости и самоизоляции. Выпускники религиозных школ часто плохо понимают «общеизраильские» культурные коды и вообще достаточно неуютно чувствуют себя в «открытом» мире, когда вокруг не только свои. В результате чувство общности между светскими и религиозными израильтянами неизбежно ослабевает.
Свои проблемы возникают и в светском образовании. Дело в том, что практически вся традиционная еврейская культура – книги, музыка, обычаи, право и т. д. – является культурой религиозной и в светской школе, соответственно, не изучается. В результате человек, закончивший еврейскую школу в Израиле, сплошь и рядом практически ничего не знает о культурном наследии своего народа.
Нельзя сказать, что эта проблема не волнует израильское педагогическое начальство, поэтому раз в несколько лет на свет появляется очередной проект преподавания традиционной еврейской культуры в светских школах. По этим проектам принимаются решения, иногда даже выделяется бюджет – и всё остаётся как есть, поскольку, во-первых, многим светским родителям за этими проектами немедленно видится попытка религиозной пропаганды, а во-вторых, не удаётся найти достаточного количества учителей, способных преподавать изначально религиозные тексты (например, Талмуд) как памятники литературной, философской или правовой мысли, а главное, заинтересовать нерелигиозных учеников своим предметом.
Таким образом, если Россия вдруг захочет воспользоваться израильским опытом, то это будет означать вовсе не введение религиозного образования во всех школах, но создание (вернее, расширение) системы православных гимназий, чьи учебные программы будут соответствовать религиозному мировоззрению родителей. В этом случае российским родителям будет предоставлена возможность реального выбора, что автоматически сведёт на нет разговоры о миссионерстве и клерикализации. Однако при этом наверняка возникнут те же проблемы, что и в Израиле – отчуждение между «верующими» и «неверующими» и полное невежество выпускников светских школ во всём, что касается православного наследия.