Объединение как урок. На смерть митрополита Лавра
Кончина предстоятеля Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополита Лавра – событие печальное, как и любой уход. Однако здесь к печали примешиваются и светлые чувства. Митрополит Лавр ушел из жизни, успев совершить, возможно, самый важный поступок для русского православия в этом десятилетии – добиться воссоединения русской зарубежной церкви с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. В жизни православного иерарха, родившегося в 1928 году в Словакии и связавшего свою судьбу с РПЦЗ, разумеется, были и другие вехи, но все же объединение церквей – событие исторического значения, связанное с его именем и состоявшееся в последний год его жизни. И вспоминая о митрополите, уместно задуматься о смысле этого объединения.
Установление 17 мая 2007 года канонического общения между церквами – именно так в церковных документах названо то, что принято называть «объединением РПЦ и РПЦЗ» – событие, значение которого сложно объяснить вне церковной системы координат. Речи о прямом объединении церковных структур здесь нет. Обе церкви сохраняют свою внутреннюю структуру и автономию. Особенности, касающиеся возможности совместного совершения евхаристии, также могут иметь значение лишь для верующих. Некоторые административные последствия, наступившие после подписания Акта о каноническом общении, имеют значение уже не только религиозное, хотя в большинстве своем представляют интерес лишь для тех, кто непосредственно занят церковным управлением. Важно лишь то, что РПЦЗ признает главенство Московского Патриарха и следующий глава РПЦЗ, избранный ее Архиерейским собором, должен быть утвержден Патриархом и Священным Синодом РПЦ. Иными словами, две ветви Русской православной церкви, сложившиеся в XX веке и несущие на себе все отпечатки его истории, просто признали друг друга, перестали обвинять друг друга в отступничестве. (Ведь если говорить о тысячелетней истории русского православия – то и РПЦ и РПЦЗ в равной степени сохраняют преемство с ним, и спор о том, кто из них «важнее» – бессмысленен).
Если же рассуждать о случившимся в той системе координат, в которой уместен вопрос «Сколько дивизий у Папы римского», мы едва ли найдем ответ на вопрос, что произошло после того, как Акт о каноническом общении был подписан в Храме Христа Спасителя 17 мая. Состоялось взаимное признание того исторического выбора, который в XX веке был сделан разными группами русского народа – в той степени, в какой Православная церковь в России связана с его судьбами. Признание без подведения итогового расчета и выяснения, кто был прав, кто виноват и какие ошибки успел совершить за прошедшие десятилетия. При этом само событие произошло во многом потому, что сторонники преодоления раскола, в том числе и сам митрополит Лавр, понимали: то, что объединяет церкви и делает их «русскими» – общая историческая и культурная традиция – гораздо важнее, чем консервация взаимных упреков и претензий (часто, увы, вполне справедливых). И важнее это, в том числе для будущего России и русской культуры (важную часть наследия которой сохраняет церковь). Сохранение же взаимной административной автономии позволяет в каком-то смысле придерживаться не вполне совпадающих точек зрения на события истории XX века – во всяком случае, не требует четко определиться по вопросам, болезненным для обеих сторон.
Пожалуй, именно этим – выработкой ответа на вопрос, как примирить стремление к объединению и порожденные историей XX века разногласия – прежде всего, и важно подписание Акта о каноническом общении, которое теперь будет связано с именами митрополита Лавра, Патриарха Алексия (а в каком-то смысле и Владимира Путина – с учетом того посильного участия, которое он принял в налаживании диалога церквей). Если хотите, это одна из возможных моделей того, как и на каких принципах можно объединять Русский мир – осознавая общность исторических и культурных судеб, задумываясь о будущем, но признавая при этом различные взгляды на прошлое частным делом всех заинтересованных в объединении индивидуумов и групп. И, пожалуй, принятие такого взгляда будет лучшей памятью о покойном православном предстоятеле.