Учитель из Узбекистана: «Знание русского языка открывает много дверей»
Сергей Виноградов11.12.2024
Владислав Краус обучает русскому языку детей в сельской школе Узбекистана, построенной его дедом, и руководит местным ансамблем русского танца. В ноябре педагог на несколько дней покинул родной посёлок для участия в церемонии награждения победителей III Международного конкурса цифровой журналистики «РуМирОнлайн», которая прошла в Москве в рамках XVI Ассамблеи Русского мира.
Владислав Краус удостоился награды в номинации «На русском языке» за свой блог, в котором рассказывает о мероприятиях, семинарах и форумах в Узбекистане и других странах, посвящённых преподаванию русского языка.
Педагог рассказал «Русскому миру», какие русские песни любят исполнять узбекские школьники, чем их привлекают русские народные танцы. И почему многие узбекские родители, не владеющие русским языком, хотят, чтобы его знали их дети.
«Здесь живут мои ученики»
– Владислав, вы живёте в посёлке Бустан Джизакской области Узбекистана. Как ваша семья здесь оказалась?
– Я работаю в общеобразовательной школе № 1, которую построил мой дедушка. Он был каменщиком. Я и сам окончил эту школу. Бабушка и дедушка по маминой линии приехали сюда в 1978 году, здесь как раз началось орошение голодных степей. При их участии был построен посёлок Бустон, и они остались в нём жить. Приехали они из России, жили они в Татарстане.
– На каком языке говорили дома?
– Мой папа – немец, а мама – татарка, но дома всегда говорили по-русски, и воспитывали в русской культуре. Любовь к русским песням мне привила мама, она очень красиво поёт. У нас был сборник русских народных песен, мы садились и пели. Мои самые любимые – «Лучина» и «Уральская рябинушка».
– Почему вы выбрали профессию учителя?
– После окончания школы я поступил в колледж искусств по классу «академическое пение» и пришёл работать в свою школу учителем музыки. Затем мне дали начальные классы и классное руководство. Я поступил в ташкентский филиал московского университета «Синергия», окончил его. Сейчас получаю ещё одно образование, учусь в Джизакском педагогическом университете на факультете начального образования.
– Вы активный и разносторонний человек – вас устраивает жизнь в посёлке?
– У меня здесь работа, два классных руководства. Здесь живут мои ученики. Поэтому о переезде не думаю. Скажу честно, русскоязычных жителей здесь осталось мало, в моих классах два русскоговорящих ученика, остальные – дети из узбекских семей. Я преподаю русский язык, чтение и все остальные основные предметы детям с 1 по 4 классы.
– Сколько в школе уроков русского языка в неделю?
– Четыре часа и три часа чтение, то есть литература. Набирая детей в первый класс, мы проводим тестирование на знание русского языка – какой-то процент ребёнок должен понимать. Желательно, чтобы и родители знали русский язык и дома могли общаться со своими детьми по-русски. За время учёбы дети постепенно начинают говорить на русском языке, к четвёртому классу они свободно выражают свои мысли, разговаривают и понимают.
– По какой программе ведутся занятия?
– В Узбекистане есть своя государственная программа по изучению русского языка, но опираемся мы на российские учебники. Программа осталась практически той же в сравнении с двухтысячными годами, когда я сам учился. В начальных классах я преподаю ученикам произведения Пушкина, Есенина, Льва Толстого, Паустовского, Барто и других русских классиков.
Читайте также: Русский учитель в Узбекистане: Я стараюсь быть на их волне
«Проводим Масленицу и Пушкинский бал»
– После четвёртого класса они продолжают изучать русский язык?
– Да, сейчас ввели изучение русского языка до 11 класса. У нас смешанная школа, есть классы с русским языком обучения и узбекским языком обучения. Недавно два наших ученика заняли в областном центре высокие места на олимпиаде по русскому языку.
– Выпускники русскоязычных классов интересуются поступлением в вузы России?
– Да, конечно, и в местные филиалы российских университетов поступают, и в Россию едут учиться. Недавно в Джизаке открылся филиал Казанского федерального университета, дети туда охотно поступают. В прошлом году два наших выпускника поступили туда на бюджетное отделение. В Ташкенте есть несколько филиалов, обучение в них полностью ведётся на русском языке, приезжают преподаватели из России. На учёбу в Россию уезжают, в основном, по квотной программе. И хорошее знание русского языка помогает нашим выпускникам поступить и учиться в России. Первый блок тестирования – это русский язык, и те, кто хорошо учился, сдают успешно и проходят.
– В Бустане вы можете объясниться на русском языке на улице или в магазине?
– Люди старшего поколения, которые жили в советское время, и сегодня свободно разговаривают на русском языке. И молодёжь, окончившая в последние годы школу на русском языке, тоже понимают и говорят по-русски. Сейчас на русский язык у нас большой спрос. Когда я пришёл работать в школу в 2014 году, в моём классе было 15 человек, а в этом году уже 36 первоклассников.
– Как вы это объясняете?
– Заинтересованность у всех разная. В основном родители хотят, чтобы ребёнок знал русский язык, и приводят его в русский класс. Ко мне приходят мамы и папы, не владеющие русским языком, и говорят: «Мы в своё время не учили русский язык, но я хочу, чтобы мой сын или дочь знали его». Они понимают, что это открывает много дверей.
– Наверняка, ребёнку, выросшему в узбекской семье, трудно даётся изучение русского языка на первых порах. Какие инструменты, помимо учебников, вы используете, чтобы русский язык стал ближе ученикам?
– Обучение даётся непросто, потому что языки очень различны. К тому же среды общения мало, почти нет. Я им советую смотреть фильмы и мультфильмы на русском языке, слушать музыку. Это помогает понимать разговорную речь, уяснить элементарные вещи. И они смотрят и слушают, у них появляются свои кумиры. Например, среди моих учеников была очень популярна песня «Ягода малинка» российского певца Хабиба. Они заучили её наизусть и пели хором, даже сами приготовили танец на Новый год.
Читайте также: «Ребята из поездок в Россию привозят книжки на русском языке»
– Русские праздники вы отмечаете в школе?
– Каждый год празднуем Масленицу. Лет пять назад я провёл её первый раз, и детям очень понравилось. Они наделали выпечки, подготовили русские народные танцы. С тех пор каждый год спрашивают: «Когда будет Масленица?». Также мы ежегодно проводим Пушкинский бал. Осенью отмечаем праздник сбора урожая вместе с методистом по русскому языку. Проводим занятия ко Дню Победы, я рассказываю об истории Великой Отечественной войны, мы слушаем песни военных лет и смотрим видеоролики. В прошлом году две девочки даже расплакались.
– Жители Узбекистана помнят своих героев?
– Безусловно. В школах и вузах в День Победы (в Узбекистане он называется Днём памяти и почестей) проводятся торжественные линейки, в Ташкенте в метро звучат военные песни. Это не забыто. Дети знают своих предков, участвовавших в Великой Отечественной войне. На школьных мероприятиях к празднику они рассказывают о них. И я рассказываю о своём воевавшем дедушке.
«Валенки» в узбекской школе
– О России рассказываете ученикам?
– Да, конечно. Когда проходим русских писателей и поэтов, рассказываем об их жизни и их родных местах в России. Детям это интересно слушать. Недавно вернулся из Москвы, подробно рассказал ученикам о поездке, показал фотографии Кремля, Старого Арбата, дома Пушкина. Слушали, затаив дыхание, о том, где я побывал и как устроена жизнь в России.
– Как вы стали блогером?
– Случайно. Открыл свои личные страницы в нескольких соцсетях, в том числе в «Одноклассниках». Началось с того, что стал выкладывать выступления нашего ансамбля «Родничок» и видеоролики с наших мероприятий. Также рассказываю на своих страницах о мероприятиях, в которых участвую. Я побывал на шести форумах по линии Московского дома соотечественника – в Москве, Минске, Ереване, Киргизии. Моя цель – рассказать, чем я занимаюсь, показать мир людям.
– Подписчиков много?
– Пока не так много, но количество растёт. На форумах я знакомлюсь с коллегами, много общаюсь с молодёжью – они подписываются. В последнее время появляется всё больше людей, с которыми я незнаком. Те, которым просто интересно. Заниматься блогом так, как молодёжь занимается, я не могу – нет столько времени.
– Ваш коллектив «Родничок» исполняет русские народные танцы. Где вы берёте справочный материал, костюмы?
– В интернете материала очень много. Ансамбль появился в 2015 году в рамках месячника русского языка, который проводится в нашей школе ежегодно в ноябре. В 2015 году нас попросили подготовить какой-нибудь «русский номер», мы поставили танец «Валенки». Это всем очень понравилось, и вскоре мы заняли первое место на фестивале. Выступаем на массовых мероприятиях, фестивалях. Сейчас в «Родничке» около 40 участников, ребята в каждом классе готовят номера. Танцевать детям очень нравится, а русским костюмы шьём на деньги спонсоров, то есть родителей. Русская культура увлекает их не меньше, чем детей.