EN
 / Главная / Публикации / Как блаженная Матрона Московская вновь связала Россию и Перу

Как блаженная Матрона Московская вновь связала Россию и Перу

Алла Шеляпина20.06.2024

Чин присоединения к Православию в православной общине в Перу###https://hram-lima.cerkov.ru/

Маленькая московская девочка Татьяна Авдонис, в детстве впечатлившись задушевными рассказами бабушки об удивительной слепой старушке-провидице, повзрослев и переехав в Перу в середине 90-х годов, стала одним из организаторов второй православной общины в столице страны Лиме. Самая актуальная задача для общины сегодня – строительство полноценного православного храма.

Первая, состоящая из эмигрантов послереволюционной волны, как-то незаметно и тихо ушла в лучший из миров. А её место в общине храма Святой Троицы, построенного русскими после Второй мировой войны, заняли православные греки и арабы, давно укоренившиеся в Перу и говорящие уже только по-испански.  

Там, куда приезжают русские эмигранты, они начинают строить храм. Так было и в Перу. Первая немногочисленная и небогатая русская диаспора Лимы собирала на храм всем миром: давая благотворительные концерты, спектакли, проводя лотереи и привлекая меценатов. Вдохновлённые великой победой своей Родины во Второй мировой войне, наши эмигранты посчитали для себя невозможным не благодарить Бога за эту победу. Вдохновителем и организатором сбора средств и дальнейшего строительства церкви стал князь Алексей Николаевич Чагадаев. С первого дня открытия и до самой смерти настоятелем храма служил отец Серафим. После его смерти и ухода из жизни почти всех русских прихожан, храм вместе с его имуществом и общиной перешел из структуры РПЦЗ в юрисдикцию Южноамериканской митрополии Константинопольского патриархата. Сегодня среди прихожан этого храма русских практически нет. А службы совершаются только на испанском языке.

Приход православия в Южную Америку

Русские стали не первыми православными на перуанской земле. Дух православия в католическую Латинскую Америку в середине XIX века пришёл вместе с бежавшими от османского ига сербами, хорватами, греками, сирийцами, палестинцами. А первый русский православный приход появился в 1888 году по указу императора Александра III. По его же повелению начал строиться храм. И в 1901 году храм в честь Пресвятой Троицы в Буэнос-Айресе, столице Аргентины, был торжественно освящён.

С тех пор миссионерская деятельность и главное – наличие паствы в одной из самых католических частях света послужило причиной постепенного распространения православия по всей Южной Америке. Но самая большая русская диаспора до сих пор живёт именно в Аргентине. Значительная её часть – потомки переселенцев-старообрядцев. После революции и гражданской войны 1917 года в эту часть света приехало более 120 тысяч белоэмигрантов, для которых в разных странах открылось в общей сложности 16 церквей. Сегодня в составе Южноамериканской епархии РПЦ находится 28 храмов и приходов.

Формирование второй русской православной общины в Перу

Директор Центра ибероамериканских программ Московского государственного лингвистического университета, Чрезвычайный и Полномочный посол Ян Анастасьевич Бурляй уверен, что, несмотря на немногочисленную российскую диаспору в Перу, РПЦ весьма востребована там.

– Православие – это то, что всегда объединяло русских людей, несмотря на сословие, классы или социальный статус, – говорит он. – Православие – та духовная скрепа, о которой мы всё время говорим, ищем. А она вот она – рядом с нами. Православная община оказывает людям помощь: материальную, духовную, социальную. Ведь многие приезжают за рубеж, не имея никакого представления о стране, ищут поддержки именно в церковной общине.

На рубеже 10-х годов XX века в Перу начали приезжать русскоязычные эмигранты из новой России, Украины, Белоруссии, других постсоветских стран. Среди них всё больше появлялось людей верующих, православных. Так возникла потребность в организации русского прихода. Одним из вдохновителей новой церковной общины и стала Татьяна Авдонис. Её бабушка при жизни была знакома с Матроной Никоновой, тогда ещё мало кому известной, а ныне прославленной русской блаженной Матроной Московской. С детства Татьяна слышала удивительные истории о Матроне, к могиле которой на Даниловском кладбище они часто ходили молиться. Поэтому и новый храм был назван в честь святой блаженной старицы Матроны.

17 января 2011 года в зале Российского культурного центра в Лиме прошло учредительное собрание новой общины. А 22 марта 2011 года Священный Синод принял решение о создании прихода её имени в составе Аргентинской и Латиноамериканской Русской православной церкви. До 2014 года квартирные богослужения и таинства совершались лишь два раза в год – в Рождественские и Пасхальные дни разными командированными в Перу священнослужителями. После утверждения постоянного священника иерея Игоря Терентьева началась активная работа по формированию общины храма.

Поначалу не было и своего помещения. Его поиски не приносили результатов. В итоге решили проводить службы в англиканском кафедральном соборе по субботам за умеренное пожертвование. Свои двери для русских братьев и сестёр готов был распахнуть католический костёл. Но для этого необходимо было получить разрешение местного епископа. И оно было получено во время кубинской встречи Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска 12 февраля 2016 года. Постоянное помещение прихода Фатимской Божией матери было предоставлено на безвозмездной основе. С тех пор там совершаются богослужения по воскресным и праздничным дням. А в небольшой уютной комнате прихожане после службы пьют чай и общаются, отец Игорь проводит катехизаторские беседы.

Русское православие как опора христианства в регионе

Последние 10 лет в Перу приезжают люди с опытом духовной и церковной жизни, поэтому община растёт и крепнет. При храме организован и любительский хор. По словам отца Игоря Терентьева, здесь имеется вся необходимая для проведения богослужений и таинств утварь, но не хватает икон, сувениров, духовной и богословской литературы. Всего того, что полным полно в любой церковной лавке России. Отчасти эту потребность помогает закрыть московская миссионерская организация Елены Малер «Южный Крест». Но её усилий не достаточно. Ведь община окормляет осужденных соотечественников, содержащихся в тюрьмах Перу. Однако самая актуальная задача для общины сегодня – строительство полноценного православного храма. Но для её решения необходим меценат, которого в Перу трудно найти.

Венчание по православному обряду в Лиме###https://hram-lima.cerkov.ru/

Хотя русская община не проводит целенаправленную миссионерскую деятельность (для неё просто не хватает средств и специалистов), православием всё чаще интересуются коренные жители Перу. Около 50 тысяч перуанцев получили образование в вузах СССР и России и хорошо знают русский язык. В стране есть и смешанные браки. Кстати, первое венчание в такой семье отец Игорь провёл в июне 2016 года. Здесь уже крестят детей из смешанных семей, хотя отцы, как правило, католики. Для более полномасштабной просветительской работы среди местных жителей необходимо создание православно-просветительского центра.

У православия на латиноамериканской земле большое будущее: повсеместно наблюдается кризис католической веры и уход людей в различные секты и к родноверию доколумбовой эпохи. И русское православие как сохранившее устои и принципы первых христиан может стать духовной и нравственной опорой в кризисное время.    

Также по теме

Новые публикации

С начала конфликта на Украине русофобия стала составной частью идеологии Запада, пишет Myśl Polska. Из театров выбрасывали русскую классику, исчезли книги русских авторов, устраивалась травля деятелей искусства. Сейчас так же стали поступать с российскими спортсменами. Очень напоминает мрачные страницы истории.
«Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…». С недавних пор дети в Греции знают, что было дальше с Мухой из сказки Корнея Чуковского благодаря переводам, сделанным переводчицей Александрой Никольской. Мы поговорили с ней об отличиях русской и греческой литературы для детей, о том, сложно ли переводить «Евгения Онегина» на греческий, и каких российских писателей знают и читают в Греции.
«Нам не/за/чем спорить», «Наблюдать было не/за/чем» – как правильно писать не/за/чем в подобных конструкциях? В первую очередь необходимо понять, какая перед нами часть речи, поскольку от этого и будет зависеть слитное или раздельное написание.
Журналистка Людмила Ларкина из Брисбена более 20 лет занимается изучением старой  русской эмиграции в Австралии. Свои изыскания публикует в книгах и статьях на русском и английском языках. Много лет назад к ее исследовательской работе добавилась розыскная – Людмила находит по всему миру родственников русских австралийцев, связь с которыми была потеряна в историческом круговороте XX века.
Сезон летних овощей и фруктов в полном разгаре. Выбирая спелые и ароматные плоды, необходимо прислушиваться не только к мнению продавцов, но и к рекомендациям лингвистов. Как корректно произнести окончания в названиях даров природы?
8 июля исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского физика с мировым именем, создателя русской физической школы Петра Леонидовича Капицы. Он прожил долгую жизнь – 90 лет, в течение которой ему несколько раз приходилось всё начинать с нуля. И всё же его вывод после всех испытаний звучит довольно оптимистично: «Не горюй и не печалься, нет таких тяжёлых положений, из которых жизнь не нашла бы выход – надо только дать ей время».
Испанцы называли Елену Образцову лучшей Кармен в истории оперы, американцы – лучшей Амнерис в «Аиде». Сама она больше всего любила свою роль Марфы из «Хованщины». Но поклонники и любители оперы называли певицу просто: Елена Великая. 7 июля исполняется 85 лет со дня рождения звезды русской и мировой оперы.