Как блаженная Матрона Московская вновь связала Россию и Перу
Алла Шеляпина20.06.2024
Маленькая московская девочка Татьяна Авдонис, в детстве впечатлившись задушевными рассказами бабушки об удивительной слепой старушке-провидице, повзрослев и переехав в Перу в середине 90-х годов, стала одним из организаторов второй православной общины в столице страны Лиме. Самая актуальная задача для общины сегодня – строительство полноценного православного храма.
Первая, состоящая из эмигрантов послереволюционной волны, как-то незаметно и тихо ушла в лучший из миров. А её место в общине храма Святой Троицы, построенного русскими после Второй мировой войны, заняли православные греки и арабы, давно укоренившиеся в Перу и говорящие уже только по-испански.
Там, куда приезжают русские эмигранты, они начинают строить храм. Так было и в Перу. Первая немногочисленная и небогатая русская диаспора Лимы собирала на храм всем миром: давая благотворительные концерты, спектакли, проводя лотереи и привлекая меценатов. Вдохновлённые великой победой своей Родины во Второй мировой войне, наши эмигранты посчитали для себя невозможным не благодарить Бога за эту победу. Вдохновителем и организатором сбора средств и дальнейшего строительства церкви стал князь Алексей Николаевич Чагадаев. С первого дня открытия и до самой смерти настоятелем храма служил отец Серафим. После его смерти и ухода из жизни почти всех русских прихожан, храм вместе с его имуществом и общиной перешел из структуры РПЦЗ в юрисдикцию Южноамериканской митрополии Константинопольского патриархата. Сегодня среди прихожан этого храма русских практически нет. А службы совершаются только на испанском языке.
Приход православия в Южную Америку
Русские стали не первыми православными на перуанской земле. Дух православия в католическую Латинскую Америку в середине XIX века пришёл вместе с бежавшими от османского ига сербами, хорватами, греками, сирийцами, палестинцами. А первый русский православный приход появился в 1888 году по указу императора Александра III. По его же повелению начал строиться храм. И в 1901 году храм в честь Пресвятой Троицы в Буэнос-Айресе, столице Аргентины, был торжественно освящён.
С тех пор миссионерская деятельность и главное – наличие паствы в одной из самых католических частях света послужило причиной постепенного распространения православия по всей Южной Америке. Но самая большая русская диаспора до сих пор живёт именно в Аргентине. Значительная её часть – потомки переселенцев-старообрядцев. После революции и гражданской войны 1917 года в эту часть света приехало более 120 тысяч белоэмигрантов, для которых в разных странах открылось в общей сложности 16 церквей. Сегодня в составе Южноамериканской епархии РПЦ находится 28 храмов и приходов.
Формирование второй русской православной общины в Перу
Директор Центра ибероамериканских программ Московского государственного лингвистического университета, Чрезвычайный и Полномочный посол Ян Анастасьевич Бурляй уверен, что, несмотря на немногочисленную российскую диаспору в Перу, РПЦ весьма востребована там.
– Православие – это то, что всегда объединяло русских людей, несмотря на сословие, классы или социальный статус, – говорит он. – Православие – та духовная скрепа, о которой мы всё время говорим, ищем. А она вот она – рядом с нами. Православная община оказывает людям помощь: материальную, духовную, социальную. Ведь многие приезжают за рубеж, не имея никакого представления о стране, ищут поддержки именно в церковной общине.
На рубеже 10-х годов XX века в Перу начали приезжать русскоязычные эмигранты из новой России, Украины, Белоруссии, других постсоветских стран. Среди них всё больше появлялось людей верующих, православных. Так возникла потребность в организации русского прихода. Одним из вдохновителей новой церковной общины и стала Татьяна Авдонис. Её бабушка при жизни была знакома с Матроной Никоновой, тогда ещё мало кому известной, а ныне прославленной русской блаженной Матроной Московской. С детства Татьяна слышала удивительные истории о Матроне, к могиле которой на Даниловском кладбище они часто ходили молиться. Поэтому и новый храм был назван в честь святой блаженной старицы Матроны.
17 января 2011 года в зале Российского культурного центра в Лиме прошло учредительное собрание новой общины. А 22 марта 2011 года Священный Синод принял решение о создании прихода её имени в составе Аргентинской и Латиноамериканской Русской православной церкви. До 2014 года квартирные богослужения и таинства совершались лишь два раза в год – в Рождественские и Пасхальные дни разными командированными в Перу священнослужителями. После утверждения постоянного священника иерея Игоря Терентьева началась активная работа по формированию общины храма.
Поначалу не было и своего помещения. Его поиски не приносили результатов. В итоге решили проводить службы в англиканском кафедральном соборе по субботам за умеренное пожертвование. Свои двери для русских братьев и сестёр готов был распахнуть католический костёл. Но для этого необходимо было получить разрешение местного епископа. И оно было получено во время кубинской встречи Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска 12 февраля 2016 года. Постоянное помещение прихода Фатимской Божией матери было предоставлено на безвозмездной основе. С тех пор там совершаются богослужения по воскресным и праздничным дням. А в небольшой уютной комнате прихожане после службы пьют чай и общаются, отец Игорь проводит катехизаторские беседы.
Русское православие как опора христианства в регионе
Последние 10 лет в Перу приезжают люди с опытом духовной и церковной жизни, поэтому община растёт и крепнет. При храме организован и любительский хор. По словам отца Игоря Терентьева, здесь имеется вся необходимая для проведения богослужений и таинств утварь, но не хватает икон, сувениров, духовной и богословской литературы. Всего того, что полным полно в любой церковной лавке России. Отчасти эту потребность помогает закрыть московская миссионерская организация Елены Малер «Южный Крест». Но её усилий не достаточно. Ведь община окормляет осужденных соотечественников, содержащихся в тюрьмах Перу. Однако самая актуальная задача для общины сегодня – строительство полноценного православного храма. Но для её решения необходим меценат, которого в Перу трудно найти.
Хотя русская община не проводит целенаправленную миссионерскую деятельность (для неё просто не хватает средств и специалистов), православием всё чаще интересуются коренные жители Перу. Около 50 тысяч перуанцев получили образование в вузах СССР и России и хорошо знают русский язык. В стране есть и смешанные браки. Кстати, первое венчание в такой семье отец Игорь провёл в июне 2016 года. Здесь уже крестят детей из смешанных семей, хотя отцы, как правило, католики. Для более полномасштабной просветительской работы среди местных жителей необходимо создание православно-просветительского центра.
У православия на латиноамериканской земле большое будущее: повсеместно наблюдается кризис католической веры и уход людей в различные секты и к родноверию доколумбовой эпохи. И русское православие как сохранившее устои и принципы первых христиан может стать духовной и нравственной опорой в кризисное время.