EN
 / Главная / Публикации / «Вопрос совести, а не материальной выгоды»: как живёт и развивается Патриарший экзархат Африки

«Вопрос совести, а не материальной выгоды»: как живёт и развивается Патриарший экзархат Африки

Редакция портала «Русский мир»28.12.2022

Служба в приходе на Мадагаскаре. Фото: Патриарший экзархат Африки / «ВКонтакте»###https://vk.com/photo-210840830_457240417

Год назад решением патриарха Кирилла и Священного синода Русской православной церкви был создан Патриарший экзархат Африки. Несмотря на то, что работа началась совсем недавно, уже есть очевидные успехи – ведётся активная гуманитарная работа, основываются новые общины, а количество священников РПЦ в Африке увеличилось практически вдвое.

Раскол на Украине и создание Патриаршего экзархата Африки

В 2018 году патриарх Константинопольский Варфоломей признал созданную на Украине незаконную церковную структуру – так называемую Православную церковь Украины (ПЦУ), выдал ей томос об автономии, а в 2019 году это незаконное решение единолично поддержал патриарх Александрийский Феодор II. Более 90 священников на Африканском континенте отказались признать это нелегитимное решение и обратились к Русской православной церкви за каноническим убежищем.

«Два года мы ждали и надеялись, что всё-таки Александрийский патриарх изменит своё неканоничное решение, но этого не случилось, поэтому решением Священного синода РПЦ в декабре 2021 года был образован Патриарший экзархат Африки в составе на тот момент двух епархий – Североафриканской и Южноафриканской», – рассказал Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачёв) в ходе пресс-конференции, состоявшейся в МИА «Россия сегодня»

О канонической стороне вопроса присутствия Русской православной церкви в Африке рассказал председатель миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки иерей Георгий Максимов. Он напомнил, что распространённое мнение, будто Африка – это каноническая территория Александрийского патриархата, на самом деле относительно недавнее и никакого общецерковного решения о признании всей Африки за Александрийским патриархатом никогда не было. Традиционно канонической территорией александрийских патриархов признавался только Египет. Вплоть до 20 века в титуле Александрийских патриархов значились Египет, Ливия и Эфиопия и лишь в 30-е годы прошлого века к титулу были добавлены слова «и всей Африки». Однако и после этого в Чёрной Африке южнее Сахары греческого присутствия долгое время практически не было.

Пасха, 2022 г. Фото: Патриарший экзархат Африки / «ВКонтакте»###https://vk.com/photo-210840830_457239882

Хотя другие церкви не возражали против желания Александрийской церкви вести миссию на Африканском континенте и даже посильно в этом участвовали, помогала Александрийской церкви в этой миссии и РПЦ. «Это доброе сотрудничество было разрушено действиями Александрийского патриарха Феодора», – отметил Георгий Максимов.

После того как Александрийский патриарх вступил в общение с раскольниками на Украине, русские священники и прихожане, которые тоже есть в Африке, отказались от общения с Александрийским патриархом Феодором именно в силу канонических причин. Но кроме русских, проживающих в Африке, к Русской церкви по тем же причинам обратились и многие африканцы. «Мы не могли им отказать. Всё это и привело к созданию Патриаршего экзархата Африки», – сказал священник.

Русская церковь никогда экспансией не занималась. «Русская православная церковь дала каноническую защиту тем людям, которые в ней нуждались», – подчеркнул Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид.

Читайте также: В поисках истинной церкви. Как живут старообрядцы в Уганде

Первые успехи

Африканский континент – это 54 страны, 1,3 млрд населения, поэтому работы, отметил владыка Леонид, много, и уже можно говорить об успехах. Так, в декабре 2021 года в экзархате было чуть меньше 100 клириков из 8 стран Африки. Год спустя это уже 198 клириков из 19 стран. И присутствие РПЦ в Африке расширяется: «Буквально ежемесячно к нам поступают запросы из новых стран континента с просьбой о направлении священнослужителей», – отметил владыка Леонид.

Как подчёркивает митрополит Леонид, работы в Африке у новой структуры очень много. «На сегодня мы занимаемся социальной работой, гуманитарной помощью людям, которые были выгнаны из своих домов, из своих церквей, даже лишены источников чистой питьевой воды, а этим занимались греческие иерархи Александрийской церкви. Мы им помогали: подключали воду, открывали школы, организовали несколько гуманитарных акций по доставке зерна, семенного фонда, удобрений», – рассказал он.

Приход св. Екатерины, г. Букедеа (Уганда). Фото: Патриарший экзархат Африки / «ВКонтакте»###https://vk.com/photo-210840830_457239514

Новой структуре нужны священники, и РПЦ ведёт и активную образовательную миссию на континенте. 11 студентов из Африки приехали для богословского обучения в Санкт-Петербург. Как рассказал митрополит Леонид, 1 академический год им даётся на изучение русского языка, а затем они полностью погрузятся в 4-летнюю программу богословского обучения. Ещё 6 слушателей по богословским наукам сейчас находятся в Москве – это тоже будущие священники.

Кроме того, новая структура занимается попечительством над несколькими приходами в Африке, помогает в них детям. На Мадагаскаре создана женская монашеская община, несколько послушниц вскоре приедут в Россию.

Говоря о планах строительства, митрополит Леонид рассказал о договорённости президента Уганды с патриархом Кириллом о создании административно-духовного центра – это будет Российский центр науки и культуры (Россотрудничества), совмещённый с церковным приходом, в нём будет действовать начальная и средняя школы, а также госпиталь. На строительство уже выделена земля в столице Уганды, Кампале, – центр разместится прямо напротив президентского дворца.

«И конечно будем строить храмы там, где их нет. Дело в том, что греческая церковь присутствует не во многих странах Африки, и нам, конечно, предстоит много строить», – сообщил митрополит Леонид, отметив энтузиазм африканской паствы РПЦ.

Первые трудности

К сожалению, не всё проходит гладко: работа Русской православной церкви наталкивается на сопротивление церкви греческой.

Случаи вредительства, иначе и не скажешь, со стороны духовенства Александрийской церкви привёл Георгий Максимов. Так, в одном из приходов греческое духовенство пыталось сорвать похороны перешедшего в РПЦ священника. В другом месте целой общине отказали в пользовании водой (а в Африке чистая вода – это большая ценность) на том основании, что колонка находится на территории греческого храма. Ещё случай: у священника украли антиминс, без которого невозможно служить. Предпринимаются попытки привлечь некоторых перешедших в РПЦ священников к ответственности по суду, пытаются отобрать церкви, которые были выстроены на средства самой общины. Были попытки «перекупить» священников, даже поступали звонки с угрозами. По словам священника, это давление результата не имеет – «для африканских священников переход в лоно РПЦ – это вопрос совести, а не материальной выгоды».

Сельский храм в Малави. Фото: Патриарший экзархат Африки / «ВКонтакте»###https://vk.com/photo-210840830_457239791

На пресс-конференции присутствовали африканские священники РПЦ, которые рассказали о причинах, побудивших их перейти под омофор Патриарха Московского и всея Руси.

«Без РПЦ в Африке пришлось бы очень тяжело»

Когда патриарх Александрийский Феодор II решил признать раскольников – так называемую Православную церковь Украины – это было сделано без проведения каких-либо консультаций, не посоветовавшись с африканскими священниками. В результате множество священников в Африке, в том числе в Танзании, решили выразить своё несогласие с этим решением. «Конечно, нам пришлось столкнуться с последствиями, и мы решили бороться самостоятельно и отстаивать православие», – рассказал архимандрит Захария (Мулингва) из Танзании.

Во многих случаях «последствия» выразились в изгнании священников из их приходов, что сильно сказалось на ведении пастырской деятельности. Однако архимандрит Захария всё равно уверен, что принятое решение было правильным. «Я принял монашеский постриг ещё в 2010 году в Александрии, в 2015 году я стал архимандритом, но никакой поддержки от Александрийской церкви у себя в Танзании я не нашёл – там не было монастырей, я должен был выживать как-то самостоятельно, условия были тяжёлыми», – рассказал он.

По его мнению, приход в Африку РПЦ – это очень важно, и сейчас православное духовенство и паства получают большую духовную поддержку. Он особо отметил возможность получения образования – многие африканские священники не имели возможности учиться в детском возрасте, а РПЦ даёт им такую возможность.

Миссионерский приход народа масаи в селении Мелела (Танзания). Фото: Патриарший экзархат Африки / «ВКонтакте»###https://vk.com/photo-210840830_457239431

«В православной церкви Александрийского патриархата многие молодые люди, которые хотели стать священниками или принять монашеский постриг, не имели такой возможности из-за недостаточно активной работы патриархата. Но то, что я вижу теперь, вселяет в меня чувство радости. Если бы не РПЦ, целый континент присоединился бы к расколу и утратил возможность спасения. РПЦ открыла перед нами огромные возможности, которых раньше в греческой церкви у нас не было. Нам выделяют много стипендий на обучение. Возможно, у нас появятся монастыри – мы этого действительно хотим. В этом поколении многие молодые люди нуждаются в помощи церкви, потому что существует множество искушений. Без РПЦ в Африке пришлось бы очень тяжело», – заключил монах.

«Африка – это целина»

«Раскол делает невозможным спасение души», – уверен священник диакон Даниил Агбаза из Нигерии. «Я был выбран для того, чтобы отправиться учиться в Россию и затем получить рукоположение, – рассказал о. Даниил. – Нас обучают здесь теологии, мы посещаем исторические церкви и монастыри – все они прекрасны».

По его словам, сейчас в Нигерии 5 священников, которые были приняты в РПЦ, присоединиться к Русской церкви хотели бы и многие другие, но они опасаются из-за возможных санкций со стороны греческой церкви.

Причастие в Нигерии. Фото: Патриарший экзархат Африки / «ВКонтакте»###https://vk.com/photo-210840830_457239523

«Приход РПЦ в Африку – это очень хорошо. Африка – это целина», – уверен нигериец. Он привёл в пример собственную страну. По его мнению, в греческой церкви работы с паствой почти не было, православный храм в многомиллионном Лагосе посещали единицы. После перехода в РПЦ началась активная катехизация населения, регулярно священники выезжают и в деревни. Эти слова подтвердил священник Герман Эдиянгу из Уганды. Он отметил, что паства его прихода постоянно увеличивается, проводятся новые крещения, однако не хватает священников.

«Мы надеемся, что Африка станет бастионом православия»

В Южной Африке много тех, кто искал истинного христианства и в результате пришёл в православие, однако до сих пор оно здесь мало заметно, рассказал настоятель прихода святого Иоанна Лествичника в Кейптауне Николай Эстерхейзен. Однако, по его мнению, с приходом в Африку РПЦ ситуация действительно меняется, и за прошедший год православные в Южной Африке наконец-то увидели, что у них теперь есть будущее. «Мы надеемся, что Африка станет бастионом православия», – сказал священник.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

90 лет назад, 30 мая 1934 года, родился советский космонавт, дважды герой Советского Союза Алексей Леонов. Алексей Архипович совершил два космических полёта. И оба стали легендарными. Сегодня память о космонавте и его неутомимой общественной деятельности хранят по всей России, но особенно – на его малой родине, в Кузбассе.
Чтобы добраться до Байкала, нужно  сначала прилететь или в Иркутск, или в Улан-Удэ. Возможность посетить буддийский центр России показался более экзотичным, и мы купили билеты до Улан-Удэ. Это точка на карте, которая вынужденно попалась нам на пути к Байкалу, в итоге оказалась совершенно особенной и незабываемой.
Когда в Китае вышел в прокат художественный фильм «Красный лебедь», он сразу же стал лидером проката. В картине идёт речь о советском хореографе Петре Гусеве (1904 – 1987), ставшем основателем Китайского национального балета. Сегодня в Китае чтут и помнят имя этого подвижника русского балета.
Греческий писатель и историк Георгиос Романос убеждён: война Запада с Россией началась не вчера, а ведётся в различных формах на протяжении восьмидесяти лет, и спровоцированные события на Украине – часть этого противостояния. Об этом историк заявил на недавнем круглом столе в Афинах, посвящённом Дню Победы и роли СССР в разгроме нацизма.
Ольга Игбо приехала в Нигерию в 1984 году, преподавала в университете русский язык, а сегодня руководит Центром науки, культуры и творчества для русскоговорящих «Источник». Сегодня к ней обращаются студенты и выпускники школ, заинтересованные в изучении русского языка для учёбы в России. И таких желающих, по её словам, могло быть гораздо больше.
Объединяя молодых журналистов, фотографов, блогеров, документалистов и аниматоров, Международный медиафорум «Диалог культур» выводит их лучшие работы на уровень высокого искусства, которому совершенно не мешают географические, языковые и религиозные различия.
Русский язык как любая живая система подвержен изменениям, влиянию внешних факторов и объективных социотехнологических процессов. Эта мысль в разных контекстах звучала на многих секциях прошедшего в Москве IV Костомаровского форума.