Пушкин, Ленин, Достоевский. Что жители России знают о вкладе страны в мировую цивилизацию?
Елена Хрулёва28.09.2022
Россия богата великими событиями и выдающимися личностями, изменившими ход истории. Но что о них знают сами россияне? В обширный перечень людей-символов прошлого и настоящего вошли государственные деятели, реформаторы, учёные, писатели, врачи. Причём назвать символы России из других эпох россиянам оказалось проще, чем вспомнить современников.
Кто изобрёл радио?
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса, проведённого по заказу Общероссийского проекта «Народов много – Родина одна». Опрос посвящён российским культурным символам и тому, что жителям страны известно о вкладе России в мировую культуру и науку.
О результатах опроса рассказал руководитель Практики социального анализа и консультирования ВЦИОМ Андрей Даудрих.
В топ-3 выдающихся личностей прошлого, по мнению россиян, вошли Александр Пушкин, Пётр I и Иосиф Сталин (21 %, 20 % и 17 % соответственно). В ответах респондентов фигурировали Михаил Ломоносов и Владимир Ленин (по 8 %), Екатерина II, а также деятели культуры – Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Пётр Чайковский и выдающиеся полководцы – Александр Суворов, Георгий Жуков (по 6 %).
Интересно, что у молодёжи (18 – 24) тройка лидеров выглядит иначе, чем в целом по стране: там большинство назвали Пушкина, Ленина и Достоевского. Однако среди молодых людей и наибольший процент тех, кто вообще затруднился назвать хотя бы одно имя (43 %).
Что касается символов современной России, то здесь подавляющее большинство граждан (56 %) не смогли выделить кого-то одного. Ну а среди тех, чьё имя всё-таки назвали, вполне ожидаемо лидирует президент страны Владимир Путин (28 %). Вторую и третью строчку рейтинга заняли министр обороны Сергей Шойгу (7 %) и министр иностранных дел Сергей Лавров (5 %).
Ещё один блок вопросов был посвящён уровню фактических знаний о вкладе России в мировую цивилизацию. Так, о том, что создателем радио является российский изобретатель Александр Попов, осведомлены две трети опрошенных (63 %). Такой же уровень информированности россияне продемонстрировали в вопросе авторства романа «Преступление и наказание» – Фёдора Достоевского верно назвали также 63 %. В меньшей степени опрошенные знают композитора, написавшего музыку к балету «Щелкунчик», – Чайковского назвал приблизительно каждый второй (52 %).
Степень осведомлённости россиян обусловлена как поколенческими различиями, так и уровнем образования и урбанизированностью: доля верных ответов выше среди 45-летних и старше, граждан с высшим и неоконченным высшим образованием, а также жителей крупнейших мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга.
Создать качественную массовую культуру
К сожалению, цифры показывают, что молодёжь в настоящее время недостаточно хорошо знает, насколько велик вклад России в мировую цивилизацию, и это печально. Например, 73 % опрошенных молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет не смогли ответить на вопрос о том, кто изобрёл радио.
– Решение именно этой задачи — популяризации наших достижений, формирование полноценного фундамента для гордости за свою страну – приоритет проекта «Народов много — Родина одна», – отметил руководитель проекта Денис Жильцов. – Мы ставим перед собой задачу способствовать развитию гражданской самоидентичности, в первую очередь через работу с молодым поколением. Рассказываем в доступной форме о наших достижениях, о русском языке как объединяющем нашу страну, о героях — простых людях, которые живут рядом, по соседству, о малой родине и о традициях и особенностях народов, живущих в России. Одним словом, мы рассказываем обо всём, что нас объединяет и делает сильнее.
Основная аудитория проекта «Народов много — Родина одна» – молодые люди от 14 до 35 лет. Именно для них нужно делать массовый качественный продукт, чтобы заинтересовать и привить любовь к национальным символам, уверен Жильцов. Форма, по его мнению, может и должна быть разной: лекции, мастер-классы, документальные фильмы, тик-токи, 15-минутные ролики и т. д. Но содержание должно быть единым. И это уже задача прежде всего государства – определить этот вектор содержательного развития.
С ним согласился и первый заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Дмитрий Рыбальченко. По его словам, долгое время нашей стране было практически нечего предложить людям в возрасте 12 – 35 лет, и в этом мы сильно проигрывали коллективному Западу, у которого, например, есть Голливуд, молодёжь ходит в кино, слушает музыку, сидит в интернете, у них есть своя развитая поп-культура. Но сейчас, когда в России стали снимать различные спортивные драмы, исторические фильмы с хорошими спецэффектами, это привлекает людей и интерес к нашей истории и культуре, уверен Рыбальченко.
– Нужно тестировать другие форматы. Ничего страшного, если ребёнку показать Пушкина как персонажа мультфильма, – подчеркнул Дмитрий Рыбальченко. – Что мы хотим? Чтобы ребёнка заставили что-то читать или учить, а потом заставили ещё и ещё? Это не самый эффективный подход.
Нужно создать качественную массовую культуру, уверен он. И сегодня у нас есть для этого необходимые инструменты – мы хорошо делаем мультфильмы, снимаем кино, разрабатываем компьютерные игры и многое другое. И именно это поможет прививать соответствующие культурные ценности в мягкой форме, без насилия.
Как противостоять «отмене» русской культуры?
В качестве хорошего примера нашего успешного проекта заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов привёл мультфильм «Маша и медведь», ставший популярным не только в России, но и широко за пределами нашей страны. Именно поэтому так важна конкурентоспособность подачи нашей культуры как для соотечественников, так и для иностранцев.
Тогда и не будет никакой «отмены» культуры, считает эксперт. Ведь и сейчас, несмотря на политическую ситуацию в мире, в Русских культурных центрах проводятся мероприятия, посвящённые нашей культуре и её выдающимся представителям.
– Люди, которые взаимодействовали с русской культурой, всё также проявляют к ней интерес, – подчеркнул он. – Кто читал Пушкина, тот и будет его читать и рекомендовать своим детям.
Подводя итоги встречи, секретарь Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Вадим Квятковский отметил, что в России недооценивают новейшие достижения, словно их и нет совсем. Например, если взять музыкальный чарт «Яндекса», то мы увидим, что там присутствуют конкурентоспособные российские исполнители наравне с зарубежными. И более того, в первой сотне находятся преимущественно отечественные исполнители. Поэтому нам есть что показать.
Эксперт рассказал о готовящемся проекте «100 дат российской идентичности», над которым сейчас работают представители академического сообщества, историки, лидеры общественного мнения. В него войдут 100 важных дат – памятные даты, праздники и, конечно, исторические события и дни рождения известных личностей.