«Многие родители в Узбекистане хотят, чтобы их дети получили образование на русском языке»
Светлана Сметанина29.04.2022
Учитель русского языка и литературы Нигора Алиева из города Ханабад (Узбекистан) стала одним из десяти победителей конкурса «Живая классика» в номинации «Лучшие чтецы-педагоги 2022». О том, почему сегодня в узбекских школах открывается всё больше русских классов, она рассказала «Русскому миру».
– Вы очень проникновенно прочитали отрывок из повести Чингиза Айтматова «Материнское поле». Так, что даже некоторые члены жюри, по их словам, как будто услышали голос самой матери-земли – настолько убедительными были интонации. Это ваш первый опыт участия в конкурсе «Живая классика»?
– Да, как педагог я участвую впервые. Но я постоянно готовила своих учеников для участия в конкурсе «Живая классика» и разучивала с ними их тексты. А в этом году организаторы решили первый раз провести конкурс среди учителей русского языка. У меня есть небольшой опыт участия в школьных театральных постановках.
– Да, это чувствуется… А почему выбрали произведение именно Чингиза Айтматова?
– Мне нравится читать Чингиза Айтматова. Возможно, потому, что он писал простым понятным языком и по менталитету он к нам ближе. Без слёз на глазах Айтматова нельзя читать – сильно переживаешь за героев, мысленно уходишь в само произведение. Мне нравится читать такие произведения – они взяты из жизни, из реальных событий. Чингиза Айтматова надо читать, и я всегда даю своим ученикам его произведения для внеклассного чтения.
– Ваши ученики, которых вы готовили к участию в конкурсе «Живая классика», попадали в число победителей?
– До международного уровня им пока не удалось дойти, но до национального этапа доходили. Мои ученики участвуют в этом конкурсе уже на протяжении пяти лет.
– А им какие вы подбираете произведения? Или они сами что-то предпочитают?
– По-разному. Например, одна из моих учениц очень любит читать русскую классику. Она читает Чехова, читает Гоголя. И всегда попадает в точку с выбором отрывков для конкурса. А некоторым ученикам я сама подбираю произведению с учётом их характера, возраста. Ученица 6-го класса очень любит читать произведения Наринэ Абгарян и Ирины Пивоваровой – она сама немного шаловливая, как Манюня и Люся.
– На своей странице в социальной сети вы написали, что очень счастливы поехать в Санкт-Петербург – на финал конкурса «Живая классика». Это будет ваша первая поездка туда?
– Да, я была во многих городах России, но в Питере пока ещё не была. Это моя мечта – побывать в Санкт-Петербурге. Там будет Международный гуманитарный педагогический форум учителей русского языка и литературы, а также супер-финал конкурса чтецов «Живая классика», и те, кто вошёл в десятку победителей, будут выступать уже на сцене. В 2019 году мне присылали приглашение на форум как региональному куратору, но тогда я не смогла поехать, о чём потом пожалела. А сейчас есть такая возможность, и я очень жду этой поездки.
– Вы преподаёте русский язык и литературу в средней школе города Ханабад. Это школа, видимо, ещё с советских времён существует? Что изменилось по сравнению с тем временем?
– Да, ещё со времени СССР. Это русскоязычная школа, в которой есть и национальные классы. Я преподаю как в русских, так и национальных классах. Изменения в программе, конечно, есть. Раньше было, например, в пятом классе 9 часов русского языка в неделю, теперь пять. Это повлияло на знания наших учеников, тем более, что для них русский язык не является родным. Сейчас у нас три часа в неделю даются на уроки грамматики русского языка и два часа на литературу.
– Сколько сейчас русских классов набирается?
– У нас в городе сейчас очень большая потребность в русских классах – многие родители хотят, чтобы их дети получили образование на русском языке. Обычно набирается три класса с русским языком обучения.
– Президент Узбекистана выступал в поддержку русского языка в республике. То есть политика властей настроена на расширение преподавания?
– Раньше у нас был только один класс с русским языком, остальные – узбекские. Нам разрешили открыть больше классов с русским языком обучения, потому что большое количество поступающих в вузы – именно выпускники русских классов.
– Каков уровень подготовки у нынешних учителей русского языка в Узбекистане?
– Я училась в советское время. Нынешний уровень подготовки учителей желательно улучшить – выпускникам этих вузов надо много работать над собой, совершенствовать свои знания.
– А по каким учебникам вы ведёте занятия?
– Сейчас Министерство образования Узбекистана работает над созданием новых учебников по русскому языку. Для второго класса мы получили новый учебник. Надеюсь, что к сентябрю нашим ученикам будут доступны новые разработки учебников. Также я общаюсь со многими учителями русского языка и литературы из других стран. И через соцсети мы делимся друг с другом какими-то методическими наработками. И это тоже помогает в работе.
– Сами ребята, которые изучают русский язык в школах, – они интересуются Россией?
– Конечно, интерес есть. У меня в шестом классе такие детки интересные – они читают о России, рассуждают, смотрят передачи, а потом приходят и рассказывают мне. А в девятом классе как дети рассуждают! Особенно старшим классам интересна информация о России. Они участвуют в международных онлайн-конкурсах по литературному чтению русских классиков. В апреле месяце был отбор в студию актёрского мастерства Натальи Бочкарёвой. Бибихожар Восилжонова заняла 1-е место с монологом Кори Маркевича, Виктория Кан заняла 3-е место с монологом из произведения Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего». Я сейчас готовлю старшеклассников для поступления в российские вузы. Также они участвуют в олимпиадах по русскому языку, которые проводит Институт русского языка им. А. С. Пушкина.
– Много ли желающих поступать на обучение в российские вузы?
– Да, с каждым годом всё больше. Молодёжь привлекает образование в российских вузах. Хотят учиться и развивать разговорную речь, этому способствует окружающее общение. В декабре я побывала в Институте Пушкина и просто влюбилась в этот институт! И сейчас советую ученикам поступать туда на филологический факультет.