EN
 / Главная / Публикации / За что преследуют русских журналистов в Латвии?

За что преследуют русских журналистов в Латвии?

Александр Филей16.03.2021

На площадке Русского союза Латвии (РСЛ) состоялась международная онлайн-конференция, посвящённая репрессиям в отношении русских журналистов в Латвии. Обсуждались недавние действия Службы госбезопасности Латвии (СГБ) в отношении людей, сотрудничающих с российскими СМИ, а именно – информационно-новостными порталами Sputnik и Baltnews.

Читайте подробнее: В Латвии открыли сезон охоты на русских журналистов

Нарушение санкций, которого не было

Напомним, 3 декабря 2020 года по месту жительства шести латвийских журналистов-фрилансеров прошли обыски, в ходе которых были конфискованы компьютерная техника, носители информации, видео- и аудиоархивы, а также личные денежные средства. Все шестеро были задержаны и допрошены. При этом личное имущество, используемое в профессиональной деятельности журналистов, а также наличные средства и банковские карточки были возвращены далеко не всем. А две недели назад чёрный список репрессированных пополнился ещё одним фигурантом уголовного процесса. На сегодняшний день уже семеро русских журналистов Латвии находятся в статусе подозреваемых у Службы государственной безопасности (СГБ) и под подпиской о невыезде. Вся вина их заключается лишь в одном – они сотрудничали с медиахолдингом «Россия сегодня».

Вопрос ограничения свободы слова в республике был поднят на февральской встрече главы МИД России Сергея Лаврова и главного евродипломата Жозепа Борреля. Ответ Верховного представителя Евросоюза по иностранным делам тогда обескуражил: Латвия, дескать, сама разберётся в деле российских журналистов в соответствии с правом ЕС.

Выступление Андрея Яковлева Обвинение против внештатных сотрудников МИА «Россия сегодня» выдвинуто по статье 84 части 1 («Нарушение режима санкций»). Участниками дискуссии были сами журналисты, подвергшиеся репрессиям. Один из них, Андрей Яковлев, подчеркнул, что в пресс-релизе СГБ было указано – он и его «подельники» обвиняются в передаче экономических ресурсов лицу, находящемуся под санкциями ЕС. «Это изначально казалось бредом, потому что журналисты пишут и получают гонорар. Какие ресурсы они передают?», – прокомментировал он. Андрей рассказал, что у него были изъяты все видеоматериалы, которые он планировал использовать в съёмках двух документальных фильмов. Один из них должен быть посвящён подвигам солдат 130-го ордена Суворова Латышского стрелкового корпуса, освобождавшего Латвию в 1944 году.

Журналистка Алла Березовская, автор портала «Русский мир», сообщила, что в Рижскую прокуратуру было передано обращение с просьбой прекратить уголовное дело против журналистов за отсутствием состава преступления. В качестве аргумента было отмечено, что персональные и юридические санкции – это разные вещи. Однако прокуратура отказала под тем предлогом, что «Дмитрий Киселёв является генеральным директором, и он там всё определяет». Также в отзыве прокуратуры указано, что Алла Березовская «не может считаться лицом, которая не знала или могла не знать о том, что нарушает санкционный режим, поэтому постановление остаётся в силе».

Алла Березовская и сопредседатель правления Русского союза Латвии Мирослав Митрофанов

Amnesty International: защита только для своих

Журналист и социолог Андрей Солопенко подчеркнул, что представители организации Amnesty International заявили, что знают о деле латвийских журналистов, но обращать внимание на него не будут. Эта позиция выглядит особо цинично с учётом того, что хвалёные западные правозащитники неустанно пекутся о бедах Навального и о «нарушениях прав человека в России», а на проблемы со свободой слова в странах-членах ЕС им глубоко наплевать, о чём они публично говорят.

Андрей Солопенко рассказал о позиции Amnesty InternationalЕвродепутат и лидер РСЛ Татьяна Жданок отметила, что Европейский Союз «сначала учил весь остальной мир правам человека, считая себя судьёй, но в последнее время стал замечать в своём глазу если уж не брёвна, то хотя бы соринки».

Координаторами механизма Rule of Law готовятся доклады, которые посвящены ситуации с правами и свободами в ЕС. Латвийский комитет по правам человека накануне 8 марта сделал подробный анализ, в который был включён случай с журналистами Латвии и закрытием российских телеканалов. Татьяна Жданок сама написала письмо еврокомиссару юстиции и верховенства права Дидье Рейндерсу с изложением основных фактов репрессий журналистов в Латвии. Теперь остаётся ждать реакции. По словам политика, сейчас у евроструктур на карандаше три страны – Польша, Венгрия и Словения, но евродептутат от РСЛ пообещала, что будет добиваться включения Латвии в список стран, притесняющих журналистов.

Стратегия ликвидации русскоязычных СМИ

Владимир Линдерман, публицист и общественный деятель, заявил, что латвийские власти вышли за рамки тех правовых стандартов, которые были установлены ЕС. Они постепенно прощупывают возможность расширенной интерпретации европейских санкционных норм, особенно тех, которые носят откровенно антирусский характер. Более того, корпорации, которые возглавляются людьми, находящимися в санкционном списке ЕС, вполне успешно функционируют в рамках европейского пространства. Например, «Роскосмос».

Линдерман отметил, что «наказание уже свершается, а латвийские власти рассчитывают, что журналисты разбегутся». Он назвал преследование русских журналистов Латвии реализацией стратегии по ликвидации русскоязычных СМИ в республике, но в то же время высказал мнение о том, что вряд ли в Латвии найдутся юристы, которые смогут компетентно выступить со стороны обвинения. В виду его юридической абсурдности.

Беззаконие XXI века

Мария Бутина, член экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в России, сказала, что прекрасно понимает все те проблемы, с которыми столкнулись журналисты из Латвии: «Ваш случай во многом напоминает и то, что произошло со мной. И обыск был, и допросы… Посмотрев предъявленные мне обвинения, я даже адвокату своему сказала – но это же бред! Ну, какой же я агент? Тем не менее этот абсурд трансформировался во вполне реальное уголовное дело. Если бы все журналисты, которые видели это бесправие, привлекли внимание к моему делу, думаю, мне удалось бы избежать уголовного преследования. Когда у меня дома в Вашингтоне проводили обыск, я сидела в углу на стульчике и смотрела, как рвут на куски мои личные фотографии. У меня отобрали всю технику, я была предоставлена самой себе… Вас сейчас тоже лишили права на личную жизнь, на таинство переписки, у вас забрали ваши рабочие материалы, архивы. Это препятствие вашей профессиональной деятельности, упущенная выгода. У кого-то даже забрали банковские карты и наличные деньги. Жить вы на что должны? Что такое жизнь, когда ты вздрагиваешь от любого стука в дверь и думаешь – это за мной! Эти люди у вас там осуждают 1937-й год? Да они же создали его сами сейчас, в полный рост!».

Мария Бутина на связи из Москвы

Андрей Стариков, руководитель информационного агентства Baltnews, подчеркнул, что важно не молчать при любой форме политического преследования и не соглашаться с предложениями следствия «тихо и спокойно разобраться». Необходимо понимать, что любое политическое дело совершается в пространстве политическом, и из этого нужно исходить. По мнению Старикова, главное – это привлечение общественного внимания, давление на СГБ со стороны всевозможных международных инстанций и достижение максимальной транспарентности в расследовании этого дела, а также привлечение внимания к этому делу всех европейских гостей, посещающих Россию. «Ни один из тех дорогих гостей, приезжающих из ЕС в Россию, не лишается удовольствия прокомментировать, как в Европе в двадцать первом веке может совершаться такое беззаконие, – сказал журналист. – Мы знаем, что в ПАСЕ латвийский представитель вынужден объясняться по этому вопросу, и в ОБСЕ тоже придётся как-то объясняться. Задача журналистского сообщества – делать токсичной тему о том, что в Латвии посмели притеснять наших коллег. За действия СГБ возможна ответственность, и безнаказанного произвола не может быть».

Андрей Стариков
Владимир Поздоровкин, первый заместитель Исполнительного директора Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, отметил, что в Латвии люди, связанные с его фондом, уже преследуются. «Не секрет, – отметил он, – что это скоординированная политика. Удивляет, что судебная власть как-то послушно идёт на поводу у политических сил, реализующих антирусскую политику».

Удовлетворение «коллег»

Наш соотечественник Андрей Татарчук, ставший седьмым журналистом, к которому спецслужбы Латвии пришли с обыском две недели назад, задал вопрос по поводу позиции местных журналистов. «Почему они не оказывают никакой поддержки своим репрессируемым коллегам, сотрудничающим с российскими СМИ?», – задался он вопросом. Однако этот вопрос он сам квалифицировал как риторический. Член Союза журналистов Латвии Алла Березовская ответила, что не только никто не рискнул выступить в их защиту, но, скорее, наоборот, высказали удовлетворение. Так, латышский телеведущий в одной из передач публично заявил по поводу задержаний, что «это – не журналисты, а кремлёвские пропагандисты, поэтому к ним нужно применять совсем другой подход».

Последовал вопрос и о возможном запрете публикаций на портале lv.baltnews.com. Алла Березовская подчеркнула, что никто им публиковаться не запретил, однако в Латвии уже есть пример, когда опальный русскоязычный журналист Юрий Алексеев был на два года лишён права публиковать свои материалы, писать комментарии или редактировать статьи других авторов на созданном им же портале imho-club, пока шло следствие по его делу об антигосударственной деятельности.

На конференции высказались и гости, представители других государств. Юрий Ерёменко, руководитель портала соотечественников «Русское поле» из Германии, отметил, что многие считают Германию правовым государством, однако и там не всё однозначно – в последнее время и у них были зафиксированы случаи «бесед» с коллегами-журналистами.

Не по закону, а по понятиям

Игорь Тетерин, главный редактор издания «Комсомольская правда в Северной Европе», заявил, что, например, в Литве его газета «негласно запрещена». Основание – наличие пяти советских орденов, хотя, согласно закону Литвы, символика запрещена только в тех случаях, которые не касаются информации, истории, науки, музеев. «Однако власти Прибалтики живут не по законам, а по понятиям, к которым они подтягивают законы, – рассказал редактор. – Мы недавно стали выпускать приложение к газете “КП” под названием “Соотечественник”, в котором мы рассказывали, как издевались над Юрием Алексеевым, как травили Александра Гапоненко. В связи с этим мы создали специальный Центр поддержки балтийской русской прессы. Планируется также проект “Балтийский мир”, который предполагал бы обсуждение живых тем, связанных с политикой, экономикой, общественной жизнью».

Был поднят и вопрос о блокировке каналов RT в Латвии,  что является вопиющим попранием законности, поскольку лично Дмитрий Киселёв не имеет к этим каналам никакого отношения.

Андрей Яковлев сообщил, что известная финская правозащитница Оксана Челышева, член редколлегии «Финской новой газеты», от имени Финского союза журналистов обратилась в Совет Европы по этому поводу, и Совет Европы вступит в переписку с латвийским правительством.

Позиционная борьба

А. Яковлев вернулся к теме моделирования антитезы «журналисты - пропагандисты», отметив, что тезис «Они не журналисты – они пропагандисты» принадлежит начальнику СГБ, поэтому тех, кто сотрудничает в Латвии с российскими СМИ, будут стремиться вытеснить и маргинализировать. Журналист даже отметил, что против него дело возбудили не потому, что он что-то писал, а просто потому, что он передал средство массовой информации, которое у него в Латвии было зарегистрировано. «Я его совершенно официально, через регистр предприятий, передал МИА “Россия Сегодня”. Мы должны понимать, что это надолго, это позиционная борьба, и от того, насколько мы будем активны и эффективны, зависит исход всего нашего дела», - считает фигурант уголовного дела о нарушении режима международных санкций.

Пока же уголовный процесс тянется ни шатко ни валко. До суда ещё далеко. В Латвии подобного рода судебные разбирательства могут продолжаться очень долго. Участники дискуссии правы в одном: задача СГБ и других полицейских структур Латвии – запугать, деморализовать русских журналистов и сделать всё для того, чтобы русское медийное слово перестало звучать. Только сплочённость, единство и привлечение как можно больших авторитетных международных правозащитных организаций может способствовать установлению правды и законности. 

Также по теме

Новые публикации

В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Сегодня обратим внимание на правописание аббревиатур, связанных со словом министерство. Как правильно: минкульт или минкультуры? Минобороны заявил или заявило? С прописной или со строчной буквы нужно писать эти сокращения?
В приграничных районах Финляндии резко сократилось население, закрываются магазины, школы, население бросает свои дома из-за отсутствия работы. Финский журналист Кости Хейсканен рассказал, как обернулись дела в Финляндии из-за разгула русофобии и почему при всём том политики не намерены сворачивать с антироссийского курса.
Цветаева