EN

В Латвии открыли сезон охоты на русских журналистов

Наталья Нечаева10.12.2020

В Латвии на минувшей неделе был начат беспрецедентный уголовный процесс против русских журналистов, сотрудничающих с российскими информационными порталами – Baltnews и Sputnik Латвия. Их обвиняют в нарушении режима антироссийских санкций, «установленных ООН, ЕС и другими международными организациями».

Пикет в поддержку задержанных журналистов у памятника Свободы в Риге

«Декабристы» Латвии

Журналистам инкриминируется факт сотрудничества с медиа-холдингом «Россия сегодня», который возглавляет Дмитрий Киселёв, внесённый как физическое лицо в европейские санкционные списки ещё в 2014 г.

В Латвии сравнительно недавно в Уголовный закон страны была принята статья 84 прим, карающая за нарушение международных санкций. Именно эту юридическую новинку и решили обкатать местные власти на первых «декабристах», как их сейчас называют, т. к. следственные действия против журналистов были начаты 3 декабря 2020 г.

У попавших под каток латвийских репрессий журналистов (Андрей Яковлев, Владимир Линдерман, Андрей Солопенко, Сергей Мелконов и Алла Березовская) были проведены обыски, в ходе которых у фигурантов и членов их семей были изъяты личные компьютеры, телефоны, планшеты, различные информационные носители, договора и даже банковские карточки.

Следует отметить, что в этих санкционных списках юридическое лицо МИА «Россия сегодня» не упоминается. Разумеется, нет там и фамилий других журналистов и авторов порталов Baltnews и Sputnik Латвия.

Санкции были приняты только в отношении Д. Киселёва и носят персональный характер. Более того, когда он сам пытался обжаловать это решение в суде ЕС, ему отказали, но в решении суда было отмечено, что свобода слова при этом не нарушена, т. к. другие журналисты в списке не упомянуты, какие бы взгляды они ни выражали по поводу действий российских властей.

Журналисты и авторы «России сегодня» спокойно работают по всему миру, но именно странам Балтии пришла в голову идея привлечь их за это к уголовной ответственности – «санкционная» статья предполагает до 4 лет лишения свободы.

Впрочем, первый тревожный звонок прозвучал не в Латвии, а в соседней Эстонии ещё в прошлом году, когда местные власти, угрожая репрессиями журналистам редакции Sputnik Эстония, перекрывая им личные банковские счета, вынудили российский холдинг закрыть редакцию в Таллине, чтобы не подводить под монастырь сотрудников. И 35 человек остались без работы…

В Латвии пошли по более жёсткому пути, «без объявления войны» проведя устрашающую облаву на ничего не подозревающих журналистов, чем привели их в полное недоумение.

Среди попавших под раздачу «декабристов» Латвии оказалась и я как автор портала Baltnews. В отличие от моих «подельников» –мужчин, за мной приехали уже вечером. Поэтому, когда появились первые сообщения о задержаниях в Риге, за всем происходящим я с тревогой наблюдала с помощью «фейсбука». Начала писать об этом и я…

Алла Березовская на митинге

3 декабря, 14.29

- АХТУНГ! В ЛАТВИИ НАЛёТ НА ЖУРНАЛИСТОВ!

На душе горько и омерзительно! Сейчас у моих близких друзей-журналистов Андрея Яковлева и его жены Ирины, живущих за Ригой, уже два часа идет обыск. Андрей Яковлев – известный латвийский журналист, автор нескольких ярких публицистических документальных фильмов. Абсолютно адекватный и законопослушный человек, спокойный и порядочный, гражданин Латвии. Да, несомненно, его видение политической ситуации в нашей стране не совпадает с мнением правящих национальных властей. Но, что я знаю абсолютно точно – никогда Андрей не нарушал законы, строя свою профессиональную деятельность полностью в соответствии с 100 ст. Конституцией Латвии о праве на свободу слова и мнений. Одно время он возглавлял редакцию портала Baltnews, но уже два года этим не занимается и даже не публикуется на этом портале. Как видим, это ничего не значит, если гестапо в него вцепилось, то так просто не отпустит. А то, не дай Бог, кто-то заподозрит их в бездействии и сократит бюджет... Вот так, вслед за высосанными делами русскоязычных журналистов Латвии и блогеров - Алексеева, Линдермана, Гапоненко, Филея, назрело и дело Яковлева. Ну всё – пайка отработана?

Как так случилось, что латышский народ, который так искренне осуждал тиранию коммунистического режима, сейчас, став независимым и якобы демократичным, использует всё самое худшее, что было в те времена? И ведь ни один свободолюбивый латышский журналист даже слова не напишет в защиту своего русского коллеги! Демократия в Латвии – она же не для всех, да и ссориться с властями никто из них не решится. Страшно, да?

Андрей и Ирина – мои близкие друзья, мы дружим ещё со студенческой скамьи, и сейчас я очень сильно за них переживаю. Они живут вместе с 95-летней мамой Ирины, очень больной и чувствительной женщиной, пережившей блокаду Ленинграда. Мне даже страшно представить, как она с её сердцем переживет весь этот налёт на своих детей... Держитесь, милая моя Э.В.!

Это была моя первая запись в «Фейсбуке». Через пару часов стало известно о задержании ещё двух моих коллег, после обысков и допросов отпущенных под подписку о невыезде из страны:

3 декабря, 17-00

На этот час пока ещё не вернулся из гестапо только мой друг и коллега, журналист Андрей Яковлев. Закончив обыск дома, его повезли на второй обыск – в рижский офис его жены. После чего должны, по идее, отвезти на допрос. Хотя уже темно и конец рабочего дня. Но органы, как известно, не спят. Они бдят. В лучшем случае задержанного журналиста отпустят домой глубокой ночью.

А между прочим, в стране сейчас карантин! В помещениях надо находиться только в масках. Представляете, многочасовой допрос ... в масках? Мне приходилось пару раз давать пояснения в этих кабинетах, там и в мирное время атмосфера была удушающая, а сейчас, думаю, это самая настоящая пытка!

Хорошо хоть два других журналиста уже на свободе – Андрей Солопенко и Владимир Линдерман. На свободе со статусом – подозреваемые. Им инкриминируется нарушение санкций ЕС против России. Да, именно так - санкции нарушили, публикуя статьи на российском портале Baltnews! А при чём здесь портал и ЕС? Да вообще – пришей кобыле хвост! НИКАКИХ САНКЦИЙ ПРОТИВ Baltnews никто не применял! Даже против «Россия сегодня» Евросоюз абсолютно ничего не имеет. Ни-че-го! Претензии были лишь к главному – шеф-редактору Дм. Киселёву.

С чего тогда, спросите вы, латвийские «спецы» сегодня вдруг начали облаву на русских журналистов? Ну, такой вот у нас в Латвии День инвалидов выдался...

Был обыск – будет и допрос

А когда совсем стемнело, приехали и за мной. Но сначала меня решили забрать за… дебош.

В домофон позвонил муниципальный полицейский и сообщил, что на нас пожаловались соседи, т. к. у нас дома громкий шум и драка. Мы живём в Юрмале на маленькой и тихой улочке, в мире и согласии со всеми соседями. Пытаемся объяснить всё это стоящему за калиткой муниципалу, заверяя его, что он ошибается на наш счёт. На всякий случай сами звоним в Госполицию, опасаясь, что кто-то просто пытается к нам проникнуть.

Один из «декабристов» фотограф Сергей Мелконов. Его фоторепортажи регулярно публиковали на портале Sputnik Латвия

Но тут вдруг из фургона, припаркованного чуть поодаль, решительно выходит группа людей в масках. И между экипажами начинается настоящий сюр. Кино и немцы – один в один! Вновь прибывшие ругают муниципалов за то, что те им сорвали секретную операцию, требуя убираться вон. Те отказываются, ссылаясь на сигнал соседей. Мы с интересом наблюдаем за всем этим полицейским цирком.

В итоге спецслужбы победили, и главная «добыча» в моём лице попала в их руки, а все остальные, в том числе и вызванные нами госполицейские, молча ретировались. После этого уже внутри дома чуть было не сорвавшаяся секретная операция пошла-таки по намеченному сценарию. Зачитали решение судьи о проведении обыска, как я поняла, в поисках «санкционки», изъяли наши старенькие компьютеры, телефоны, диктофон, разбитый планшет внука…

Сразу оговорюсь, что сама процедура, хотя и дико было неприятно, когда шарят по твоему дому, в твоих личных вещах, проходила в рамках приличий – всё, что доставалось из шкафов, аккуратно складывалось обратно, отряд «спецов» был в бахилах, говорили вежливо, руки не выкручивали. Даже, когда я отказалась отдать свой телефон до приезда моего адвоката, согласились.

Не согласилось моё резко подскочившее давление и пульс в 132 удара в минуту. Через три часа, когда весь дом и прилегающие участки были осмотрены самым тщательным образом, процедура была закончена, вся моя «санкционка» опечатана и сложена, я предложила не везти нас с гипертонией и аритмией на ночь глядя в Ригу на допрос, а разрешить добровольно приехать утром. Но оказалось, по процедуре делать перерыв не положено. Был обыск – будет и допрос. Даже глубокой ночью.

Как дочь репрессированного в сталинские годы отца, я спорить не стала. Где-то ближе к полуночи в одном из кабинетов СГБ вместе с адвокатом мы искренне ответили на вопросы следователя. Персональные санкции в отношении одного журналиста, по моему глубокому убеждению, никоим образом не могут касаться меня как латвийского автора портала, нигде в этих списках не названного. Но расстались мы каждый при своём мнении, правда, я в статусе подозреваемого и под подпиской о невыезде.

Пикет в Риге у памятника Свободы провели активисты Русского союза Латвии с участием евродепутата Татьяны Жданок

В русскоязычном сообществе Латвии ходит несколько версий того, чем вдруг была вызвана такая бурная активность латвийских спецслужб. Это и желание национальных властей убрать из информационного поля Латвии российские источники информации. И стремление помешать компании по подготовке родительских исков в ЕСПЧ в связи с ликвидацией русского образования, т. к. на порталах Sputnik Латвия и Baltnews работа по сбору исков активно освещалась, в том числе и «декабристами». Возможно, и мелкая месть России за её отказ вернуть транзит в Латвию, который раньше был существенной статьёй дохода этой страны, а сейчас практически полностью иссяк…

Как бы там ни было, не понимаю, как можно в европейской стране в наши дни подвергать журналистов подобным неправомерным действиям? Это наша работа, наша миссия – информировать, освещать, описывать, комментировать. Я уже более сорока лет работаю в прессе, лет тридцать состою в Союзе журналистов Латвии, но то, что сейчас происходит со свободой слова в нашей стране, мне кажется абсолютно недопустимым. Надеюсь, мировое журналистское содружество на это обязательно отреагирует. Соответствующие петиции и заявления уже отправлены. К ситуации подключаются журналисты разных стран мира. 

Также по теме

Новые публикации

Что объединяет почти двести народов, живущих в России, с самой разной историей, принадлежащих к различным религиозным направлениям? Ответы давались разные, но в одном выступающие были единодушны: Россия – уникальная страна, в которой накоплен огромный опыт сосуществования народов.
Анна Верная, руководитель Русского культурного центра на Аляске, живёт в Анкоридже с 2001 года. На протяжении 90-х и 2000-х она активно строила мосты дружбы между Россией и США, но и сейчас не опускает руки. Главное в работе центра – сохранение истории русской Аляски.
«Праобраз матрёшки – японская игрушка», «Фанаты нашли праобраз героя…» В этих новостных заголовках допущена одна и та же орфографическая ошибка, причиной которой является незнание авторами различий в семантике приставок пра- и про-.
Родители жительницы Мельбурна Наталии Николаевой-Заика, родившись в Харбине, за всю жизнь  ни разу не посетили родины предков, но передали дочери любовь к русской культуре. Живя в Китае и Австралии и посещая Россию, Наталия Николаевна собрала несколько уникальных коллекций русского искусства, ремесёл и русского народного костюма.
В суффиксах таких глаголов, как исслед(о/ы)вать, затм(и/е)вать, загляд(ы/о)вать и т. п., гласные находятся в слабой позиции, что приводит к ошибкам в написании. Повторим алгоритмы, позволяющие выбрать верную букву.
Русские военно-исторические реконструкторы возвращаются на большие фестивали, в том числе недружественных стран. Военные историки, воскрешающие подразделения русской и советской армий Первой и Второй мировых войн, уверяют, что наши мундиры и флаги можно снова увидеть на самых престижных исторических площадках.
В Москве подвели итоги XIX открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». В этом году на конкурс пришло 160 заявок со всей России, а также из Белоруссии, Польши, Эстонии и Узбекистана. Оргкомитет выбрал 66 лауреатов.
Светлана Парминг много лет преподаёт русский язык в Швеции, является автором линейки учебных пособий по русскому языку для билингвов. Она отмечает, что в последнее время интерес к русскому языку в Швеции не только не упал, наоборот, число желающих его учить даже растёт.