EN
 / Главная / Публикации / Экзамен для «Примы»

Экзамен для «Примы»

Светлана Соловьёва30.07.2019

Фото из архива «Примы»

Изящные реверансы, стремительные повороты, прыжки, фуэте, плие и танцевальные композиции – такие достижения демонстрировали воспитанницы Школы хореографии и сценического танца «Прима» на ежегодном экзамене в Лейпциге. «Прима» – своеобразный островок русской культуры и языка, который сохраняется здесь благодаря родителям – выходцам из России, Украины, Белоруссии, Грузии, Казахстана.

«Я танцевать хочу!»

Похоже, это признание героини известного мюзикла «Моя прекрасная леди» всецело разделяют маленькие танцовщицы из «Примы», для которых это не первое и не последнее испытание. За их плечами участие в концертах и на международных форумах во французском Страсбурге, на международных детских и юношеских фестивалях в Праге и болгарском Обзоре, где они занимали почётные призовые места, а также выступления в Берлине, Нюрнберге, Бад-Зальцуфене и, конечно же, в Лейпциге. И, наконец, – Гран-При Международного детского фестиваля «Караван культур» в Польше в июне этого года.

Гибкость, пластичность и женственность, грациозная изящная походка — лишь неполный перечень достоинств, проявленных участницами экзамена. Такие выступления позволяют детям раскрыться, открывают реальный шанс преодолеть комплексы, страхи и робость.

Творческая обстановка стимулирует общение, юные балерины учатся дружить, идти на компромиссы, разговаривая на одном языке. И не только на языке танца.

«Прима» – своеобразный островок русской культуры и языка, который сохраняется здесь благодаря родителям – выходцам из России, Украины, Белоруссии, Грузии, Казахстана. Русская речь слышна с самого порога школы, хотя большинство этих детей родились уже в Германии.

Фото из архива «Примы»

На сцене и за кулисами

Юные балерины в нарядных костюмах (черные маечки и прозрачные короткие юбочки, колготки и пуанты) заметно волнуются перед началом экзамена у входа в зал, как и их наставник – руководитель «Примы» балетмейстер Дмитрий Мандтлер. Волнуются и зрители – родители девочек, взявшие на себя непростые обязанности привозить их на занятия из разных концов большого города не один год подряд.

За это время сдружились и мамы, активно (по-русски) подключившись к жизни школы. Подготовка костюмов для участниц, поездки на фестивали по стране и за рубеж – лишь неполный перечень их забот. Мамы отчасти разделяют увлечение дочерей. Чтобы не томиться в ожидании, они сами решили заняться аэробикой, получив поддержку в этом стремлении не только педагога школы Галины Мандтлер, но и отделения АОК – одной из крупнейших больничных касс ФРГ.

Мы посещаем школу только год, – рассказывает Е. Кравченко, – но позитивные перемены уже налицо. Моей дочери Кате восемь лет, она с огромным удовольствием ходит на занятия, разучивает новые танцы, участвует в концертах и конкурсах. В общем, делает успехи, и это очень радует. Мне нравятся педагоги школы, которые буквально заражают детей своей заинтересованностью и энтузиазмом. Сама я с огромным удовольствием посещаю занятия аэробикой, которая помогает поддерживать тонус и хорошую физическую форму. Сегодня в репертуаре «Примы» задорный девичий перепляс курской области «Чебатуха», воинственный казачий танец, колоритный татарский, немецкий, ирландский, танец индейцев и другие, созданные разными народами России и мира, отшлифованные мастерами хореографии.

Фото из архива «Примы»

В вихре танца

Руководитель «Примы» Дмитрий Мандтлер посвятил искусству танца более 20-ти лет. 13-летним подростком он увлёкся брейк-дансом, а через год был принят в популярный ансамбль танца «Данс-колледж», где пропагандировалось классическое хореографическое образование. При поступлении в колледж искусств города Тольятти специалисты так оценили его данные «для Большого театра уже поздно, а для ансамбля танца самый раз». Но и для выполнения этой задачи пришлось затратить недюжинные усилия: освоить особые шаги, присядки, коленца, прыжки. «ползунок», циркуль и другие виртуозные приёмы танцевальной техники. Работал по 8 – 10 часов в день, и через 4 года защитил диплом преподавателя хореографии и руководителя творческого коллектива.

Без классического балетного тренинга, – уверен он, – искусство танца - дилетантизм и халтура

С 1994 года он выступал в Тольяттинском народном ансамбле песни и танца «Жигули», а позже стал его балетмейстером. Своё стремление работать балетмейстером он реализовал на курсах повышения квалификации, где его недюжинные задатки заметил хореограф, балетмейстер, педагог, Народный артист РФ, профессор Ю. Громов, настоятельно посоветовавший ему поступить на факультет искусств Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. За 6 лет учебы студенты получали знания об основных элементах и региональных особенностях русского танца, танцевальных комбинациях и этюдах, приобщались к постановкам. Его дипломной работой стал балет «Мингъян» по калмыцкому эпосу «Джангариада». Диплом с отличаем Санкт-Петербургского университета по специальностям балетмейстер-педагог и методист хореографических дисциплин был сразу же подтверждён Дрезденским министерством культуры Германии.

Когда начинаешь с «нуля»

Вопреки устоявшимся мифам о безграничных возможностях на Западе нашим соотечественникам приходится прилагать огромные усилия, чтобы сохранить свой социальный статус. Даже профессиональному балетмейстеру с такой редкой для Германии квалификацией непросто вписаться в эту, казалось бы, «высокоразвитую» социальную среду. Начинать приходится с «подработок» в небольших ферайнах, увы, не дающих даже минимальных средств для выживания. Школа балета и сценического танца «Прима» начала свои занятия в конце 2013 года в небольшом помещении, где для установки специального оборудования: балетных станков, зеркал и других компонентов пришлось брать немалые кредиты.

И вдруг – неожиданная удача: возможность арендовать настоящий балетный зал в здании, построенном ещё во времена ГДР для балетной школы Лейпцигского театра оперы и балета. Шаг за шагом, благодаря неустанному труду её создателей «Прима» обретала мастерство и известность, а в 2017 году Саксонским Департаментом образования (Bildungsministerium) ей был присвоен статус учебного заведения по методике Вагановой, что освобождало школу от уплаты налогов, давая дополнительный шанс для развития. Благодаря уникальным достижениям российского балета в ХХ веке искусство танца по системе Вагановой и на Западе занимает ведущие позиции,

Основы русского классического балета, получившего мировое признание, были заложены великим Чайковским и выдающимся балетмейстером Мариусом Петипа, что позволило сохранить балет как самостоятельное искусство и сформировать его новые качества, - поясняет Дмитрий. - Симфонизм балетной музыки и хореографии обновил музыкальную драматургию балета, установил сложные взаимосвязи между танцевальным и пантомимным действием, обнаружил новые возможности балета в развитии образов и ситуаций, а союз с драмой углубил действенность танца и пантомимы.

Фото из архива «Примы»

Чего стоит успех балерины

Нынешний экзамен показал неукоснительное выполнение программы в овладении основами классического и характерного танцев в рамках восьмилетнего обучения по вагановской системе. Хотя сегодня условия для работы значительно улучшились (в распоряжении «Примы» уже четыре помещения для занятий), существующую методику приходится приспосабливать к местным европейским условиям. Чтобы освоить сложную танцевальную технику, в России необходимо работать с детьми 10 лет не менее 3 раз неделю, а в Германии разрешено не более двух.

Но танцевальное искусство требует качеств, стремительно теряющих популярность на Западе. «Macht Spaß!» (делай себе удовольствие!) – таков сегодняшний девиз европейской молодёжи. Культ потребительства не хочет знать ограничений ни в еде, ни в напитках, ни в стремлении к вседозволенности. Процент ожирения среди молодёжи стремительно растёт, как и стремление к нездоровым пристрастиям, а требования при отборе в хореографию довольно жёсткие: фигура, пластичность, хорошая растяжка. Борьба с лишним, по меркам балета, весом ведётся на протяжении всего времени учёбы. Юные танцоры понимают, что добиться успеха можно лишь ценой самодисциплины, упорства и неустанного тренинга.

Сегодня из 50 юных танцовщиц в школе лишь три ученицы из семей коренных немцев. И дело вовсе не в языковом барьере: в классе, где появляется хоть одна немка, занятия ведутся на немецком языке, тем более, что все участницы прекрасно им владеют (не говоря уже о педагогах).

Благодаря огромному таланту и любви к своему делу руководителей школы её популярность число учащихся неуклонно растёт, концертная программа пополняется интересными постановками: тарантеллой, греческим, белорусским, групповыми и сольными танцами. В планах школы и более масштабные проекты, такие, как создание современного балета по литовской сказке «Эгле, королева ужей» и танцевальные композиции к предстоящему юбилею – 210-летию рождения со дня рождения выдающегося немецкого композитора Роберта Шумана.

Где вы, мальчики?

Но есть мечта, которую реализовать основателям «Примы» пока не удаётся: включение в концертный репертуар мужских танцев. Если дочерей родители отдают в школу охотно, то о занимающихся танцами сыновьях не хотят даже слышать.

Я хочу, чтобы у моего сына была семья, а у меня внуки, – категорически заявляют отцы, опасаясь назойливой пропаганды ЛГБТ сообществ в Европе, особенно в среде искусства.

В детстве я занимался разными видами спорта, и увлечение танцами никак не повлияло на мою ориентацию, – убеждает скептиков Дмитрий. – Скорее наоборот, я ещё больше уверился в том, что женщины должны быть женственными, а мужчины мужественными. И они всегда подтверждали это в жизни, в бою и в танце. Посмотрите внимательно на лезгинку, русский перепляс, казачий танец с саблями, сарацинский арабский танец, китайский, и. наконец баварский «Ледерхозе». Это уж точно не по-женски. Существует множество современных силовых мужских танцев и трюков, и мне очень хотелось бы научить этому ребят, показав, на что способен «сильный» пол. Не сомневаюсь в том, что есть одарённые мальчики, которые смогут поддержать девчонок в парных танцах, и показать свою удаль в мужских. Очень хочу открыть мужской класс. Ведь парные танцы более красочны и интересны, не говоря уже о мужских с виртуозной техникой и темпом. Очень хочу передать свои знания и навыки, хотя бороться с подобными предрассудками трудно.

Впрочем, особого тяготения к изящному искусству у представителей «сильного пола» сегодня не замечено. Даже в их семье профессиональных балетмейстеров никто сейчас не следует семейному призванию. А «резервы» здесь немалые: трое представителей мужского пола от 7 до 22 лет. Хотя в юном возрасте все прошли через школу первоначальной подготовки. Дольше всех занимался Алексей, средний сын: пять лет фигурным катанием, когда отец работал хореографом в спортивном обществе. Он был трёхкратным чемпионом Саксонии, вице-чемпионом восточной Германии, и единственным лауреатом из ФРГ в сольном классическом танце на Международном хореографическом конкурсе в Праге. Что и говорить, у «сильного пола» большие резервы.

Фото из архива «Примы»

Всё ещё впереди!

Каждый концерт и экзамен неизбежно связан с волнением не только учениц, но и их наставников. Оценка педагога – это средний бал его учеников. И счастье, когда он видит, что все получилось, что усилия оказались не напрасны, а каждый следующий год лучше предыдущего.

… Но вот экзамен завершён. Ученицы 3-го, 4-го и 5-го классов с волнением ждут оценки жюри, в которое вошли такие признанные профессионалы, как член правления и координатор балетной труппы Лейпцигского Театра оперы и балета Ангела Лукш, руководитель Фрайштайнской балетной школы Катарина Фрайштайн, и бывшая солистка Свердловского театра оперы и балета, одна из последних учениц Вагановой Ася Байкова и педагог-балетмейстер «Примы» Галина Мандтлер.

Я не могу назвать детского танцевального коллектива в Лейпциге лучше этого, – сказала госпожа А. Лукш, давая оценку экзаменационным выступлениям от имени своих коллег. Полностью солидарна с ней и ветеран российской сцены А. Байкова, а госпожа К. Фрайштайн выражает надежду, что Дмитрий согласится преподавать и в их балетной школе.

Впрочем, «Прима» уже давно не только танцевальная школа, на её основе ещё в 2015 году создано общество поддержки культуры и искусства, музыкального и эстетического образования «ПРИМА-ЛЕЙПЦИГ».

Музыкальную студию «Премиум», где проходят занятия по фортепьяно и вокалу, возглавляет член Союза композиторов России и Башкортостана, обладатель Международной премии Индии в области искусства имени Джавахарлала Неру Андрей Березовский. Его ученица 12-летняя певица Эльвира Степанова стала лауреатом 1 степени Международного фестиваля «Караван культур» в Польше.

Охотно посещают ребята и художественную студию «Палитра», где постигают секреты рисования под руководством художницы из Молдавии, члена творческого союза ЮНЕСКО Светланы Кациф-Филоновой.

Все ещё впереди, в добрый путь, «Прима»!

Также по теме

Новые публикации

Испанский общественный деятель Альфонсо де Хойос представил в Мадриде книгу о своём предке – первом герцоге Альмодоваре-дель-Рио, который служил послом в Российской империи при Елизавете Петровне, Петре III и Екатерине Великой. История отношений между нашими странами знала разные периоды как охлаждения, так и дружбы, и ставить точку здесь ещё рано, уверен испанец.
Мы часто говорим о великих музыкантах, коими русская культура очень богата. Но актуальны ли они сейчас в огромном мультикультурном мире или такой музыке нужен «перевод»? Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-я годовщина которого отмечается 18 марта, – случай очень необычный.
Одного из самых известных в мире русских философов – Николая Бердяева – называют «философом свободы». Сам он писал, что для него свобода – это «дух, творческий акт, личность, общение любви». Его поиск духовной свободы получился непростым: дворянин, революционер, заметная фигура Серебряного века, эмигрант, участник Сопротивления, гражданин СССР.
«Все мы вышли из бондаревских "Батальонов…"», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Бондарев прожил долгую плодотворную жизнь и ушёл совсем недавно, в 2020-м, в возрасте 96 лет. 15 марта мы отмечаем 100-летие писателя.
Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ)  недавно вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодёжи.  Попасть на фестиваль было непросто, но время, проведённое в Сириусе, навсегда останется в их памяти.
От чего зависит слитное или раздельное написание в словах притом и при том? Требуют ли они обособления на письме? Расскажем, как не допустить орфографических и пунктуационных ошибок.
О том, как поддержать наших соотечественников, борющихся против давления русофобии и навязанных ценностей, говорили на секции «Популяризация традиционных общечеловеческих ценностей как основа поддержки соотечественников, проживающих за рубежом» форума «Россия – дом народов», который прошёл 12 марта в Москве.
По данным Минобрнауки, в России учится 355 тысяч иностранных студентов. Это примерно 7,6 % от общего числа всех студентов в наших вузах. Интерес к российскому образованию и русскому языку не падает. Как поступить в российский вуз и что надо знать об обучении в России?
Цветаева