EN
 / Главная / Публикации / За чертой грамотности

За чертой грамотности

Владимир Емельяненко08.09.2015


Накануне Международного дня грамотности – 8 сентября – ООН официально признала: землянам всё менее доступно среднее и даже начальное образование. В мире примерно с 1999–2000 годов неуклонно растёт число неграмотных. Этот приговор мировой системе образования поставил Статистический институт ЮНЕСКО.

Выводы экспертизы учёных из 77 стран заставляют усомниться в степени грамотности обитателей Земли: если в 1999 году примерно 4 млрд человек из 6,3 млрд живущих были грамотными, то в 2015 году из 7 млрд человек грамотны 3,7 млрд. Сегодня в мире учится на треть меньше детей, чем в ХХ веке. Женщин ещё меньше – треть из них вообще неграмотна и никогда не училась, а до половины (43 %) женщин мира имеют образование 5–8 классов.

Главный вывод ЮНЕСКО: человечество встало перед пока непреодолимым вызовом. С одной стороны, планета, благодаря высоким технологиям и скачку прогресса, превращается в глобальную «университетскую» деревню, с другой – разрывы в образе жизни обитателей этой глобальной деревни опасно поляризуются. Сегодня в мире из 1,9 млрд детей 75 млн не ходили и не ходят в школу вообще, из них 41 млн – девочки. Всего около 55 стран мира из 200 дают возможность всеобщего доступа к начальному образованию. Около 700 миллионов детей и подростков, можно сказать, неграмотны, если учитывать высокие требования к стандартам образования ХХI века, хотя в школу многие из них ходили два-три года.

По данным Статистического института ЮНЕСКО, число детей, которым современная, технически оснащённая школа будет недоступна, к сожалению, в ближайшие годы продолжит расти. Причина – растущая бедность большинства стран.

Вот и встаёт новая проблема – кто будет управлять высокими технологиями? Безграмотные люди? Технологии усложняются, динамика развития ускоряется, а число образованных людей, даже с начальным и средним образованием, сокращается. К тому же доступность и качество высшего образования из-за его дороговизны в развитых странах и низкого уровня в развивающихся в целом тоже снижаются. Цель ЮНЕСКО – переломить негативную тенденцию. К 2018–2020 годам ООН рассчитывает достичь всеобщего среднего образования в мире, а к 2025 году создать систему единых стандартов высшего образования, с тем чтобы квалифицированные специалисты свободно перемещались по миру и их дипломы если не повсюду, то в большинстве стран, признавались.

Правда, эта благая цель провозглашена не вчера и не позавчера, а мир к ней не приблизился. Международный день грамотности (International Literacy Day) был объявлен ЮНЕСКО ещё в 1966 году в Тегеране (Иран), где проходил Всемирный конгресс министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности. Ещё тогда была поставлена цель – достижение в мире всеобщей грамотности к… 1975 году. Но, несмотря на отдельные позитивные сдвиги – относительно грамотнее стали Китай, Индия, Мексика и 12 стран юга Африки, – ни одна из этих стран до сегодняшнего дня не смогла окончательно победить безграмотность, которая, увы, примерно с 1999–2001 годов снова растёт.

Боле того, есть страны, которые в разное время смогли победить безграмотность, но теперь в них снова появляются люди, не умеющие ни читать, ни писать, либо знакомые с письмом, но их уровень образования (2–6 классов) не годится для приобретения современных профессий, требующих навыков работы с техникой или компьютером. Эта проблема сегодня встала, по данным ЮНЕСКО, в 57 странах мира, среди которых – некогда образованные Вьетнам, Лаос, Таиланд, Узбекистан, Таджикистан, Албания и Косово. И это не самая тяжёлая статистика: в 2014 году более 70 % населения оказалось неграмотным в 11 странах мира, в то время как в 1980-м таких стран было семь.

А мир нового тысячелетия предъявляет более жёсткие требования к уровню грамотности. Элементарных навыков чтения и письма уже недостаточно. Нужны квалифицированные рабочие руки, способные управляться с усложняющимися механизмами. А ООН вынуждена провозглашать достижение позавчерашней цели – достижение всеобщей грамотности на планете. Однако и эта цель опять отодвигается.

Проблема нового тысячелетия: число детей, которым недоступно среднее образование, растёт даже там, где идёт экономический рост. Часть стран Латинской Америки, включая экономически растущие Чили и Бразилию; Индия, часть стран Северной Африки и даже Китай не могут победить безграмотность как явление. Наоборот, неграмотных становится больше.

Только один пример. В 1981 году «культурная революция» отбросила Китай на 20 лет назад. Сегодня уровень образования в КНР – мировом лидере по темпам экономического роста, – несмотря на мощную динамику культурного роста, так и не достиг количественного и качественного уровня 1970 года.

Но самая острая проблема – регресс произошёл и не сбавляет темпов не только в количестве, но и в смыслах образования. Анализ ООН показывает, что в семьях, где есть от пяти до десяти детей, только 3,4 ребёнка получает среднее образование и 0,1 – высшее. В Латинской Америке родители забирают детей из 5–6-го класса с тем, чтобы увезти их на заработки – на кофейные, банановые или наркоплантации. В Азии и Африке порог лишения ребёнка образования ещё ниже – после 3–4-го класса и даже раньше.

Возвращение к патриархальному, основанному на натуральном хозяйстве и обменной торговле, образу жизни в эпоху глобализации чрезвычайно опасно. Поэтому ООН настаивает на введении в законодательство стран положения, запрещающего забирать детей из средней школы. Но правительства не всех стран согласны на введение такого закона. Индия, например, догоняет по темпам экономического роста Китай, но остаётся одной из самых отстающих стран в области начального и среднего образования. Одновременно её учёные, особенно в области высоких технологий и ИТР, – одни из самых востребованных в мире. Значит, можно решить проблему?

Однако мир пока делится на две части. Культурные волюнтаристы убеждены, что надо через обязательные законы насаждать доступность и обязательность среднего образования. А прагматики открыто говорят о невыполнимости и даже утопичности этой цели. Пока побеждают вторые, и мир сползает к опасной черте – критически низкой черте снижения порога грамотности. 

Также по теме

Новые публикации

«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
Цветаева