Тайну «Красной тетради» Марины Цветаевой откроют женевской публике
09.01.2012
В Женеве 19 января состоится вечер, посвящённый публикации издательством Editions des Syrtes «Красной тетради» Марины Цветаевой, пишет русскоязычная швейцарская «Наша газета».
«Красная тетрадь» – это чудом спасённая обычная школьная тетрадь, сопровождавшая Марину Цветаеву в решающий момент её жизни, в Париже, в 1932-1933 годах. Тетрадь должна была бы исчезнуть в бурных событиях той эпохи, но Цветаева доверила её своему другу, поэту и художнику Максимилиану Волошину, познакомившему её в своё время с французской литературой.
На вечере состоится выступление Каролин Беренже и одного из инициаторов проекта, почётного профессора Женевского университета Жоржа Нива, написавшего предисловие к книге Цветаевой, вышедшей на французском языке.
Красная ученическая тетрадь в клеточку, которую поэтесса заполняла с двух концов, написана одновременно на русском и на французском. «Находки Марины во французском порой так же удивительны, как и в русском, хотя природа их совершенно иная, – даёт пояснения об особенностях этой тетради в предисловии Жорж Нива. – Перевод её стихотворения “Молодец”, сделанный самой Мариной, это, конечно, главное свидетельство, позволяющее судить о французском береге поэтического потока Цветаевой».
В тетради содержатся и письма поэтессы, зачастую написанные забытым адресатам. «Это настоящая груда черновиков, как бы словесных инсталляций, – разъясняет Нива. – Работа всей жизни над собой, пишет она, состоит в стремлении поймать первую, спонтанную, мгновенную форму».
– «Красная тетрадь» была передана мне Марком Львовичем Слонимом в один из его приездов ко мне в Верхнюю Савойю, – рассказал профессор Женевского университета. – Он объявил, что у него есть несколько вещей, с которыми он не знал, что делать. Я хранил «Красную тетрадь», занятый многочисленными другими делами. Но недавно я осознал, что должен принять решение о судьбе «Красной тетради» и других документов, доверенных мне Марком Львовичем. Так и возникла эта публикация, подготовленная двумя известными специалистами по Цветаевой.
Аналогичная публикация должна скоро появиться и в России благодаря усилиям Пушкинского дома и Института литературы Российской Академии наук в Санкт-Петербурге. Если это произойдёт, то последняя тайная лаборатория поэтессы будет представлена публике.
Анна Грибоедова, редактор информационной службы фонда «Русский мир»