Итальянское барокко и британские визионеры в Москве
Около храма Христа Спасителя продолжают выстраиваться очереди – на этот раз к Пушкинскому музею. После роскошных выставок Пикассо, Диора и Дали сейчас в стенах ГМИИ выставлены картины сразу двух художников, двух бунтарей от искусства, – великого Караваджо и загадочного Уильяма Блейка.
Выставка «Караваджо (1571-1610). Картины из собраний Италии и Ватикана» открылась еще на прошлой неделе. Одиннадцать полотен мастера впервые прибыли в Россию – из Италии и Ватикана.
– Такую выставку, – заметила на открытии директор музея Ирина Антонова, – сделать практически невозможно. Тем не менее это получилось. И одиннадцать полотен, выставленных сейчас в ГМИИ, затрагивают практически все творческие периоды великого итальянца. Хрестоматийные «Юноша с корзиной фруктов» из римской Галереи Боргезе, «Положение во гроб» из Пинакотеки Ватикана и «Обращение Савла» (его привезли в ГМИИ из церкви Санта-Мария дель Пополо).
Кажется удивительным, что холсты Караваджо хранятся в церкви и выставляются лишь на таких действительно редких (даже по мировым меркам) выставках. Современники художника упрекали его в вульгаризации искусства. Чего стоит «Спящий амур», на котором классический «ангел любви» представлен вовсе не как розовощёкое окрылённое существо, а как простой пузатый мальчуган, мёртво спящий после тяжёлого трудового дня. Мадонна у Караваджо не божественной красоты кроткое создание в прекрасных пейзажах, а почти простолюдинка, сидящая со своим сыном в хлеву.
«Погребной свет», который ввёл в живопись мастер, делает картины мрачными и тяжёлыми, но удивительно динамичными. Каждое полотно – отдельный сюжет, отдельная сцена, по которой читаются не только типажи, но характеры и судьбы героев.
В Пушкинском музее для картин Караваджо сделали специальное освещение: такое, что каждое полотно (если, конечно, его рассматривать с правильной стороны) приобретает объём и контрастность. В таком освещении особенно эффектно смотрятся две великие картины – «Положение во гроб», где святые Никодим и Иоанн удерживают тяжёлое тело мертвого Христа, а одна из трех Марий закатывает глаза и поднимает руки к небу, и «Обращение Савла», где упавший под коня Савл буквально «перерождается» и становится апостолом Павлом. «Обращение Савла» было написано Караваджо специально для небольшой капеллы римской церкви Санта-Мария дель Пополо, куда до сих пор стремятся туристы со всего мира – именно для того, чтобы посмотреть на полотна великого итальянца. У москвичей, благодаря стараниям Ирины Антоновой и её сотрудников, до 19 февраля следующего года есть уникальная возможность увидеть эти несомненные шедевры.
В тот же день завершится и открывшаяся 30 ноября выставка «Уильям Блейк и британские визионеры». Гравюры, акварели и темперы Блейка, которого у нас знают больше как поэта, нежели как художника, представлены в России впервые. Привезены они в основном из британской галереи «Тейт», с которой Пушкинский музей наладил успешное партнёрство (с галереей музей делал и выставку Уильяма Тернера).
Ирина Антонова рассказала, что выставить в Москве Блейка решили уже давно, но организационный процесс занял много времени.
– В нашем музее мы показываем очень много французов, итальянцев. И очень мало, к сожалению, Великобританию, – отметила она. И действительно, работ Блейка в собраниях не только ГМИИ, но и других российских музеев нет.
Всего на выставке представлено около 150 произведений из коллекций восьми крупнейших музеев Великобритании. Среди представленных работ – и такие знаменитые листы, как «Навуходоносор», «Ньютон», «Жалость», «Роза Альбиона»; иллюстрации к книгам Ветхого и Нового Заветов, к «Божественной комедии» Данте, к произведениям Шекспира, Милтона и Спенсера.
Подобно Караваджо, Блейк тоже был не совсем понят своими современниками. Его странные религиозные и жизненные взгляды не находили поддержки в обществе. «Тюрьмы строятся из камней Закона, бордели – из камней Религии» – так написано в «Адских пословицах». Противник рабовладения и сторонник многожёнства, тяготеющий к готике Блейк все свои разносторонние и подчас противоречивые взгляды запечатлевал не только в стихах, но и на бумаге. По некоторым работам видно, что он повлиял на Сальвадора Дали. К слову, особенно ценили Блейка прерафаэлиты, выставка произведений которых откроется в ГМИИ имени А.С.Пушкина в следующем году. Впрочем, работы некоторых прерафаэлитов – Данте Габриеля Россетти и Эдварда Бёрн-Джонса – можно увидеть уже и сейчас. Они-то вместе с прямым последователем Блейка Джорджем Ричмондом, другом Блейка Иоганном Генрихом Фюсли и составляют ту часть выставки, которая носит название «Британские визионеры». Кроме них в этой части экспозиции представлены также работы легендарного Обри Бёрдсли и живших в ХХ веке Джона Пайпера, Сесила Коллинза, Френсиса Бэйкона. Тем самым организаторы выставки подчеркнули, что наследие странного Блейка всё ещё действует – в том числе и на современные художественные процессы.
Мария Тимофеева