EN
 / Главная / Публикации / Владимир Легойда: Православная церковь – больше не церковь бабушек

Владимир Легойда: Православная церковь – больше не церковь бабушек

01.03.2011

Так повелось в последние годы, что февраль для Русской православной церкви – месяц очень напряжённый. Не только потому, что традиционно в начале февраля проходит Архиерейский собор, на котором принимаются важнейшие для Церкви решения и документы. 1 февраля 2009 года на первосвятительский престол взошёл патриарх Кирилл, итоги управления которого Церковью тоже подводят в феврале. О том, что сейчас происходит в РПЦ, какие изменения во внутрицерковной жизни произошли в последние два года, мы побеседовали с главой Синодального информационного отдела, главным редактором православного журнала «Фома» Владимиром Легойдой. 

– Владимир Романович, какие изменения во внутрицерковной жизни последних лет Вы бы выделили?

– Самая главная задача Церкви – попечение о человеческой душе, эта сфера, которая тяжело поддаётся социологическому анализу, это сложно подсчитать. Это не риторическая фраза. Приведу пример: перед каждой поездкой патриарха на Украину его спрашивают, зачем он туда едет. Когда отвечают: посетить святыни, помолиться, – всегда следует реакция журналистов: ну это понятно, но зачем на самом деле? Никто не проводит социологические опросы среди духовников, чтобы понять, как меняются люди.

Нельзя к этому относиться, как к тому, что не важно в жизни Церкви. Это не просто слова. Церковь принципиально отличается от государства, от любой корпорации. Как только вы подходите к ней с лекалом, с которым вы подходите к любой другой организации, вы уже совершаете ошибку. Когда начинают рассуждать, эффективный ли патриарх менеджер или неэффективный, это уже недооценка всего того, для чего патриарх нужен.

Хотя даже в этом смысле есть возможность понять, в какую сторону развивается общество: становится ли людей больше в храмах? Приходят ли они на исповедь? Если мы говорим об общественном измерении жизни Церкви, важно, чтобы христианские ценности человека присутствовали во всей его жизни, а не только в храме. Если, к примеру, в кризис бизнесмен говорит: «Я не уволил ни одного человека. Я православный, и не могу этого сделать», –  значит, его православие для него что-то да значит. Или если чиновник отказывается поддержать инициативу по поводу абортов. Именно это важно. Мы уже не оцениваем ситуацию по количеству восстановленных храмов. И если говорить о церковности, о людях, принимающих участие в таинствах Церкви, количество таких людей выросло. За последние 20 лет число тех, кто называет себя православным, не так радикально изменилось. Это в любом случае от 60 до 80%, но из этого числа количество тех, кто из «захожан» превращается в прихожан растёт неуклонно. В 90-е годы это было 5%, в последние же годы опросы дают цифру 10-12%. Церковная жизнь из культурной идентичности человека превращается в религиозную.

Ещё один принципиально важный итог последних двух лет – это то, что среди православных становится всё больше людей молодых. Представление о Православной церкви как о церкви бабушек осталось в прошлом.

Заявлен и принципиальноновый подход к приходской жизни. Нормальная жизнь Церкви, то есть соответствующая норме, реализуется тогда, когда есть приход – когда люди собираются вместе для молитвы и организуются в своего рода малую семью. В приходах должны быть созданы штатные должности социального работника, молодёжного работника и педагога-катехизатора. Предполагается, что это будут не священники, во всяком случае, точно не настоятель храма, потому что мы понимаем сильные стороны мирян в работе, где есть миссионерская составляющая. Это люди, которые должны решать конкретные задачи.

В благочиниях тоже должны появиться такие служители. В епархиях должны быть созданы отделы, которые соотносятся с отделами общецерковными или, по крайней мере, должны быть люди, которые будут за эту работу отвечать.

– В общецерковном масштабе таких людей должно быть много. Система их подготовки уже создаётся?

– Она находится в начальной стадии создания. Людей инициативных очень много. По собственному опыту, как издатель православного журнала «Фома» – частной инициативы, я знаю, что раньше проблема была в том, что ты никому не был нужен. Тебя никто не ругал и не запрещал, но тобой никто не занимался. Сейчас создаётся система взаимодействия с такими инициативными людьми и проектами. К примеру, работа Синодального информационного отдела началась с того, что мы оценивали, какие есть инициативы в медийной среде. Наш отдел организует курсы повышения квалификации для журналистов, чтобы они лучше разбирались в церковной проблематике. Для молодёжных лидеров существуют курсы, как при учебных заведениях, так и патриарший Центр духовного развития детей и молодёжи при московском Даниловом монастыре.

Важный итог даже не двух последних лет, а последнего года – начало активного служения милосердия. Во многом это связано с реорганизацией Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Церковь во время летних пожаров много сделала для пострадавших. Было собрано более 120 млн рублей – это больше всех из общественных организаций после Общественной палаты. Более 8 тысяч волонтёров пришли в Церковь, чтобы помочь пострадавшим. И многие из них, придя на помощь погорельцам,  остались в Церкви. Это важно, потому что для Церкви социальное служение всегда соединяется с молитвенной жизнью. Теперь можно говорить о том, что организована целая система взаимодействия, в синодальный отдел каждый день приходят 10-15 человек, которые хотят заниматься волонтёрской работой.

Это яркий пример участия Церкви в общественной жизни, который не вызвал негативных откликов в СМИ. А самые благоприятные отклики были в блогосфере – это для нас показатель общественной реакции.

– Вы говорите об изменениях в религиозности людей. А с какими конкретно мерами патриарха Кирилла Вы это связываете?

– Это, конечно, результат накопления критической массы. Рано или поздно количество должно было перерасти в качество. Но, кроме того, присутствие Церкви в публичной жизни стало гораздо более заметным. Раньше нас всё время спрашивали, что Церковь думает по тому или иному поводу, и часто мнения Церкви не знали, даже если оно высказывалось. Сегодня люди знают позицию Церкви по важным вопросам жизни. Сейчас в федеральных газетах практически ежедневно что-то пишут о Церкви, а это, с одной стороны, отражает интерес СМИ, но он связан с активностью самой Церкви: им есть, о чём писать.

И очень важно, что позиция Церкви соответствует представлениям многих людей о жизни. Почти никто не будет говорить о христианстве или православии плохо, но человек часто ощущает разрыв. Для него вера – это хорошо, но вот наши «попы» – это совсем иное, это плохо. Такой разрыв между «теорией» и «практикой» существовал и существует, но теперь он уменьшается. Сейчас Церковь быстро высказывается по всем важным вопросам, и на все трагические события мы получали незамедлительную реакцию лично патриарха.

Присутствие Церкви в жизни общества увеличилось и в другом смысле. Теперь существуют не только церковные воскресные школы, но и светские, где преподаётся новый предмет – «Основы православной культуры. Сейчас это пока эксперимент, и мы не можем с уверенностью утверждать, что его изучение дало какие-то конкретные плоды. Но, несомненно, эффект будет, ведь вместе с детьми обучаются и их родители, потому что нередко этот предмет обсуждают дома, в кругу семьи. Поэтому люди просто стали больше знать о Церкви, и не только из СМИ.

– Политику патриарха Кирилла – и внутрицерковную, и направленную вовне – иногда называют «консервативной модернизацией». Вы согласны с этим определением?

– Любая маркировка опасна. Модернизация общества для Церкви – это разговор о кризисе личности, о нравственности. Когда патриарха называют политиком, это принципиально неверно. Он масштабная фигура, публичный человек, который обладает талантами и качествами, которые нужны политику, но автоматически это его политиком не делает, потому что у него совершенно иная цель. Слово консерватизм меня тоже не устраивает. Для Церкви характерно понятие традиция. Консерватизм – это консервация сложившегося уклада. А традиция сохраняет преемственность сквозь века, сохранение своего ценностного содержания. Церковь не консервативна в том смысле, что она никогда не пойдёт на рок-концерты.

– Миссионерская политика последних двух лет: проповеди на рок-концертах, при больших стечениях молодёжи, встреча патриарха с байкерами – едва ли не главный аргумент тех, кто считает политику патриарха Кирилла слишком секулярной и популистской. Не навредит ли Церкви такой подход к миссии?

– В этом нет ничего плохого. Церковь должна на адекватном современном языке говорить о том, что для нас главное. И здесь, в первую очередь, важно то, ЧТО мы говорим. А инструментарий вторичен, но именно он и должен изменяться в соответствии со временем. Мы же общаемся с людьми, и они должны нас услышать.

– Реформа центрального аппарата Церкви стала первой заботой патриарха Кирилла. Было создано несколько новых синодальных отделов: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, Синодальный информационный отдел, Отдел по тюремному служению, и это далеко не всё. Какие решения в вопросах церковного управления Вы считаете принципиально важными?

– Реформа центрального аппарата Церкви – это вопрос тактический, но он имеет стратегические последствия. Это создание новых синодальных структур и восстановление старых, реформирование существовавших, появление новых людей в управленческом аппарате. Это важно потому, что позволило Церкви более эффективно действовать как институции.

Теперь чётче организована работа в приходах и епархиях. Скажем, глава Синодального отдела информации теперь знает, с кем ему разговаривать «на местах» – в епархиях должен быть пресс-секретарь или информационный отдел, точно так же глава Отдела по благотворительности теперь знает, с кем взаимодействовать: ответственные за социальную работу создаются на всех уровнях, вплоть до приходов.

Я бы особенно отметил создание Межсоборного присутствия. Церкви давно была нужна дискуссионная площадка, где бы обсуждались и вопросы внутрицерковной жизни, и отношения Церкви с государством и обществом. По составу членов, не по полномочиям, это Поместный собор в миниатюре. 144 человека – епископы, священство, миряне во главе с патриархом, колоссальная повестка дня, возможность обсудить вопросы, которые годами вообще официально не обсуждались.

Документы, которые готовились Межсоборным присутствием для утверждения  Синодом и Архиерейском собором, были опубликованы в Интернете, разосланы по епархиям. Я принимал непосредственное участие в собирании этих отзывов. Учитывались практически все поступившие замечания; мы не смотрели на статус человека.

Изменилась роль мирян в органах управления Церковью – это очевидно. Священноначалие увидело и оценило то, о чём в Церкви говорили давно. Сейчас это уже официальная позиция: миряне призваны к широкому служению в Церкви на всех уровнях – от прихода до синодальных структур. В приходе продекларирована принципиально иная роль мирян. Создан прецедент управления синодальным отделом мирянином. Речь о Синодальном информационным отделе, но и в других отделах уже есть заместители руководителей – миряне.

– Привлечение мирян – это личная позиция патриарха?

– Безусловно. Но это позиция, которая не вызывает сопротивления со стороны священноначалия. Я не испытываю никаких сложностей в своей работе, связанной со своим статусом.

– Как изменились отношения с государством? Многие наблюдатели негативно оценивают слишком тесный, по их мнению, союз Церкви и государства, который сложился при патриархе Кирилле. При том, что по Конституции Россия – светское государство.

– При патриархе Кирилле решены три принципиальных вопроса: возвращение Церкви и другим религиозным организациям имущества религиозного назначения; появление в программе школ дисциплины ОРКСЭ, пока, правда, в качестве эксперимента; появление института военных капелланов.

Сам патриарх неоднократно подчёркивал, что решение этих трёх вопросов сняло все проблемы в отношениях государства и Церкви. Это важнейший итог последних двух лет.

Решение о возвращение храмов Церкви, из-за которого было столько споров, в известном смысле вопрос «технический». Когда нам пеняют, что Церковь мало делает для оздоровления общества (искоренения наркомании, например), мы отвечаем: «Дайте нам возможность заняться этой работой». Если в очереди на исповедь в храме стоит 300 человек (из-за недостатка храмов), то никакой другой пастырской работой священник больше заниматься не сможет. В действительности Церковь никогда в своей истории не была так независима от государства. Сегодня государство не вмешивается во внутренние дела Церкви, не может ставить епископов – есть чёткий предел влияния на Церковь: на уровне соблюдения законодательства.

– Почему налогоплательщики должны оплачивать церковные инициативы?

– Если государство восстанавливает историческую справедливость, возвращая храмы Церкви, то в моральном плане я ничего плохого тут не вижу. Церковь не просит денег на чисто церковные проекты, например, на проведение церковного миссионерского съезда или заплатить за содержание аппарата Синодального информационного отдела. На храмы – да, но ведь наши противники сами говорят о том, что это памятники культуры. Если это так, то налогоплательщики должны участвовать в их восстановлении. И, разумеется, никто не запрещает им посещать храмы как памятники искусства.

Кроме того, многие памятники Церковь восстанавливает самостоятельно. Нам, например, очень нужна государственная помощь, чтобы восстановить Соловецкий монастырь. Само государство тоже в этом заинтересовано. Но в 2010 году ни рубля по федеральной целевой программе (федеральная целевая программа развития Соловецкого архипелага. – Ред.) из-за проволочек Министерства культуры нам не выделили. Но ведь монастырь-то восстанавливается. Мы всё равно делаем эту работу.

– Есть и другая проблема. РПЦ реализует свои инициативы с опорой на государство. Но взамен власть требует известной лояльности…

– Христианство пережило Нерона со Сталиным, почему нас пугают современной политической элитой? У Церкви и государства есть отношения, которые порождают определённые обязательства. Мы хотим уйти от противостояния государства и Церкви, которым был наполнен весь XX век. Патриарх часто говорит о симфонии Церкви и государства – это традиционная для православия система взаимоотношений. Но Церковь не сливается с государством, так как у них разные цели.

Предъявляют и такую претензию: в государстве не всё хорошо, но Церковь не хочет или боится критиковать власть. Здесь есть несколько пластов. Существует категория людей, которые не будут удовлетворены, пока патриарх не начнёт критиковать президента постоянно. В русской церковной традиции у патриарха было право печалования, то есть право заступаться за тех, кто несправедливо обижен и указывать государям на безнравственные вещи. Мне кажется, что это и происходит. Но это не значит, что Церковь должна заступаться за всех, кто находится в заключении. Или, скажем,  за самых известных сегодня – в первую очередь, на Западе – заключённых. Я лично не считаю, что их можно назвать мучениками или невинно пострадавшими.

Но на все общественно-значимые события Церковь реагирует незамедлительно. Патриарх говорил об убийстве в Кущёвской, он сделал заявление и о событиях на Манежной площади. Что касается последнего, то все ждали, что патриарх займёт чью-то сторону. Либо скажет: «Наконец-то восстал русский Иван», либо, наоборот, выступит резко против участников этой акции. А патриарх сказал единственное, что могла сказать Церковь, где во время причастия у чаши могут соединиться люди разных национальностей. Он не подстраивался под чью-то позицию. Если бы он стал критиковать власти, он бы говорил как политик, а он говорил как пастырь – о нравственности.

– Может ли Церковь стать основой гражданского общества в России?

– Церковь может стать существенным камнем в стене гражданского общества, но так же, как социальная деятельность, это не главная задача Церкви. Возможно, это получится само собой при нормальном течении жизни.

Беседовал Борис Серов

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева