EN
 / Главная / Публикации / Убить Бога…

Убить Бога…

14.05.2012

В череде прочих актов, постановлений и директив советской власти, направленных против Церкви и верующих, этот декрет выглядит особенно зловеще. По той причине, что наряду с привычной, начиная с 1917 года, жестокостью содержит и вселенскую глупость. Одним можно утешиться: если жестокость и глупость действуют в паре, то после купания в крови жестокость неизбежно тонет в глупости. А победа глупости – это всегда пиррова победа.

15 мая 1932 года, ровно 80 лет назад, за подписью Джугашвили-Сталина появился документ. Суть его в том, чтобы к концу второй пятилетки (1933-1937 гг.) в сознании советских людей окончательно и бесповоротно истребить такое понятие, как Бог. В Союзе воинствующих безбожников, организации, возникшей в 1925 году, неизменно и во всех смыслах поддерживаемой властями, так и говорили: «К 1 мая 1937 года имя Бога должно быть забыто на всей территории СССР».

Надо отдать должное бессменному руководителю СВБ товарищу Емельяну Михайловичу Ярославскому (с рождения – Минею Израильевичу Губельману). Прежде чем выводить отряды безбожников на битву с Небом, он тщательно и задолго планировал операции. Так, объявление «безбожной пятилетки» было приурочено к XVII партконференции, на которой принималась программа на вторую пятилетку. Две программы – политико-экономическая и антирелигиозная – совпали, таким образом, во времени. Но задумал товарищ Емельян свой план по окончательному искоренению религии из душ вверенного ему населения ещё в 1929 году. На II Всероссийском съезде безбожников (как звучит, а?) конструкция это плана уже просматривалась, сам Союз безбожников был переименован в Союз воинствующих безбожников. Такие вещи случайно не делаются.

Мне, вообще, думается, что патологическая тяга представителей новой власти – по большей части, людей не слишком образованных и болезненно мстительных – к созданию несть числа агрессивных общественных структур – это тоже форма мести прежнему режиму. По ночам не спали, до того хотелось утереть нос всяким там союзам русского народа, Михаила Архангела, императорским обществам – географическому, историческому и прочим, разным там творческим академиям. Зеркально хотели отобразить действительность до и после.

В 1930-м план Ярославского вчерне уже был готов. Предполагалось, что в 1932-1933 годах в стране закроются все храмы (и не только православные). Следующий год хотели потратить на тотальное искоренение любых представлений о религии в семьях. Вероятно, это можно понять как изъятие икон, религиозной литературы, нательных крестов, коррекцию светского искусства в соответствующем ключе. Предлагалось же чуть ранее ввести новое летоисчисление – от Октября 1917-го, а словосочетание «эра от Рождества Христова» было-таки заменено на безликое «наша эра».

Далее – 1935 год. Тотальная антирелигиозная пропаганда среди молодёжи. 1936-й – закрытие самых закрытых молельных домов и поголовное уничтожение остатков клира. 1937-й – последняя зачистка. Вдруг где-то в северных лесах ещё остался старообрядческий скит. Или – муэдзин на минарете в дагестанских горах.

План насколько обширный, настолько и утопический. Политик-прагматик Сталин это понимал, а потому особых полномочий ни Ярославский лично, ни СВБ в целом не получили. В противном случае властям и братским общественным организациям пришлось бы вести войну против более 55% населения страны. А именно столько при проведении в 1937 году переписи обозначили себя как верующие. К слову, из 30 миллионов переписанных неграмотных взрослых 25 миллионов считали себя верующими. Это ещё и к вопросу об успешной борьбе Советов с неграмотностью. 20 лет уже с революции минуло…

Ещё в 1935 году Ярославскому со товарищи стало понятно: план выполнен не будет. Пришлось признать, что в стране миллионы людей веруют, что сохранились приходы и остались священники, готовые служить до конца.

Из Кремля в сторону СВБ повеяло холодком, но вовсе не потому, что там, на вершинах власти, смирились с сохраняющейся религиозностью в народе. Просто решили, что меры НКВД эффективнее. К 1941 году в стране осталось немногим более 5 тысяч служителей культа.

И все дела…

Союз воинствующих безбожников и Ярославский ещё бодались за право насаждать и искоренять. Но их попытки начиная с 1938 года бежать впереди паровоза особого успеха не имели. В начале войны Сталин заставил Ярославского написать статью в «Правду» на тему «Почему религиозные люди против Гитлера?». Пришлось непримиримому борцу с Богом приблизиться к ненавидимому им амвону. Дальше была война.

Богоборчество в СССР имело разные формы. Новые «безбожные многолетки» случались и после Великой Отечественной. Опыт этой работы, похоже, учитывается некоторыми сторонниками либерально-атеистической Руси и сегодня. По крайней мере, некоторые технологии – далеко не ноу-хау. И при Губельмане-Ярославском оскверняли храмы, глумились над иконами и искали (или – создавали сами) компромат на отцов Церкви. Как бы нам не дождаться создания какого-нибудь союза, а то пуще – и богоборческой партии. Сейчас  это вовсе не трудно.      

Символично, что начало «безбожной пятилетки» в 30-е годы совпало по датам с днём прославления первых русских святых – князей Бориса и Глеба.

Символично. Но не случайно…

Михаил Быков

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева