Мешает ли цензура России?
Так уж вышло, что день 9 апреля выдающимися событиями в истории Отечества не отмечен. Однако поговорить есть о чём.
Ровно 150 лет назад, весной 1862 года, в стране случилась «цензурная война». 22 марта император Александр II подписал указ Сената об упразднении главного управления цензуры и разделении его функций между министерством просвещения и МВД. Одновременно с этим комиссия под началом князя Оболенского должна была выработать новые принципы контроля за печатным словом.
Дискуссию в СМИ по этому поводу спровоцировал прогрессивно настроенный министр просвещения Головнин. И так удачно, что в течение нескольких месяцев появилось свыше 200 серьёзных публикаций на тему цензуры. В спор включились и такие авторитеты, как Иван Аксаков, Достоевский, Чернышевский.
Спустя три года в империи появился закон, отменивший предварительную цензуру, но сурово регламентировавший деятельность издательств. Вводились штрафы и уголовное преследование за целый ряд нарушений. Например, брань на страницах газет, журналов, книг каралась тюремным заключением до полугода или штрафом в 300 рублей. Весьма приличная сумма по тем временам, соответствовавшая, скажем, месячному жалованию армейского поручика.
То-то было бы сегодня раздолье царским цензорам! Тем более что в империи тезис «строгость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения» работал с систематическими сбоями. То есть компенсация выходила куда реже, чем сейчас. Это в полной мере прочувствовал Чернышевский, арестованный летом того же 1862 года.
С другой стороны уместен вопрос: а справились бы цензоры с поставленной задачей сегодня? Предложение и спрос на медийном и литературно-художественном рынке середины XIX века были несравнимо ниже. А ведь контролирующим всегда приходится сражаться на двух фронтах: с теми, кто предлагает, и с теми, кто жаждет. Кроме того, есть ещё достижения научного прогресса, что б им…
Сдаётся мне, разобраться в том, что из тандема «предложение – спрос» является яйцом, а что курицей, не смог бы даже такой философски подкованный цензор, как Фёдор Тютчев.
Среди прочих есть в космосе интернет-ресурсов галактика историко-календарных сайтов. Тех, что специализируются на хронологиях, памятных датах, праздниках, днях рождения и смерти…
Волей-неволей скопилось определённое количество наблюдений, перешедших в некое качество размышлений. Не станем забираться высоко, остановимся на первом этаже информационной башни. А именно – на рубрике «Сегодня родились».
Сегодня, то есть 9 апреля, согласно одному из самых обширных порталов, родились король Шотландии, английский серебряных дел мастер, немецкий изобретатель, итальянская певица (сопрано), финский исследователь народного эпоса. А ещё – написавший «Цветы зла» французский поэт. А ещё – великий немецкий генерал времён Первой мировой войны. А ещё – митрополиты, писатели, художники, академики, учёные, режиссёры театра. Все эти люди – явления прежних эпох. Если вы о шотландском короле – то придётся забраться аж в начало XVI века, остальные – представители нового и новейшего времени вплоть до середины века двадцатого.
А дальше происходит следующее. Среди рождённых после 1950 года, отмеченных печатью Интернета, – барабанщик, шеф-повар, теледиктор, тренер, игрок в гольф, модель, актёр, актриса, модельер, гонщик, футболист… Поверьте, список почти без купюр.
Чем ближе к началу века нынешнего, тем активнее доминируют актёры и актрисы, в подавляющем большинстве американские. И певицы. Господи, сколько же их! Особняком стоит некто Пичужкин 1974 года рождения, по кличке Битцевский маньяк.
И как тут разобраться: нас чуть ли не силком пичкают всякой дрянью, или мы, сегодняшние, точно кукушата, разеваем клювы и настырно требуем информационного фаст-фуда?
Недавно один публичный человек и историк, бывший депутат Государственной думы, выступил с любопытнейшим предложением – создать экспертный совет по историческому кинематографу. Иначе говоря, сито, чтобы предварительно пропускать сквозь него сценарии, по которым собираются снимать исторические фильмы. Потому как достали уже сценаристы с режиссёрами, оккупировавшие прошлое. И не только бывшего депутата Государственной думы, смею утверждать.
Допустим. И залив исторического кино таким образом можно хоть частично очистить от мусора. А как быть с информационными морями и поп-океаном, загаженными пошлостью, глупостью, цинизмом и вульгарностью?
Нетрудно догадаться, почему «творчество» панк-группы Pussy riot мгновенно обрело такое количество добровольных адвокатов из медийной и арт-среды. Одно дело делают.
150 лет назад суммарный тираж 12 ведущих периодических изданий страны составлял едва 85 тысяч экземпляров единовременно. Нынче суммарный годовой тираж только печатных СМИ России приближается к 10 миллиардам экземпляров. А возможно ли просчитать теле- и радиоэфиры, интернет-клики?
Когда-то Салтыков-Щедрин, тоже поучаствовавший в дискуссии о цензуре, назвал её «намордником», а литераторов и журналистов сравнил с цыганским медведем с подпиленными зубами и на цепи.
В 2007-м Валентин Распутин говорил: «Нам сегодня нужна цензура качества. Не политическая цензура, а художественная, нравственная… Этот поток барахла надо остановить».
150 лет минуло, и проблемы – те же. Вот только отношение к ним, похоже, изменилось. При Александре II подавляющей части народа было всё равно, есть цензура или нет.
Сейчас, согласно различным опросам, Распутина поддерживают до 60 процентов населения. Понять нетрудно. Певички и маньяки утомляют быстрее, чем король Яков, поэт Шарль Бодлер и даже генерал Эрих Людендорф.
Михаил Быков