Надо ли отмечать День святого Валентина?
Что самое трудное в процессе воспитания? Быть убедительным…
Когда ортодокс начинает справедливую борьбу за правду, он подчас приносит скорее вред, чем пользу. Разберёмся на примере Дня святого Валентина.
Какие аргументы из года в год припасают для молодых, с целью отвадить их от появившейся в России полтора десятка лет назад привычки отмечать праздник влюбленных?
Прежде всего, говорят: это не наш праздник, а католический. Затем – это не праздник, а день памяти святого, фигуры скорее трагической, чем излучающей радость. Не забывают о том, что за Днём святого Валентина стоят злобные западные спецслужбы и прочие инструменты влияния, цель которых – разложить морально нестойкую нашу молодёжь.
И каков результат? До недавнего времени – неутешительный. Популярность праздника росла как на дрожжах. Те, кто полюбознательнее, могли заглянуть на церковные сайты и убедиться, что епископ итальянского города Интерамны Валентин канонизирован задолго до того дня, когда христианская церковь раскололась на Восточную (Православную) и Западную (Католическую). А по всем законам церкви святые раннего периода почитаются и на Западе, и на Востоке. Разница лишь в том, что день памяти св. Валентина у РПЦ – 30 июля.
Был, кстати, ещё один святой Валентин. Римский. Он тоже жил на заре христианской эры. Теперь уже и не разберёшь, чья биография обросла легендарными подробностями. Католики чествуют обоих Валентинов 14 февраля. Православные Валентина Римского поминают 6 июля.
Что до трагической судьбы, то тут современная молодёжь, ежедневно получающая инъекцию равнодушия от СМИ, кинематографа и Интернета – Триады, пропагандирующей насилие как норму, – концентрирует внимание вокруг предсмертной открытки, якобы написанной епископом Валентином дочери своего тюремщика перед казнью. История «валентинки» для них куда ярче и романтичнее, чем борьба епископа за человеческие права римских легионеров.
Наконец, по поводу спецслужб. Аргумент жиденький. Это наивного «гомо советикус» легко было совратить с пути истинного при помощи жевательной резинки, группы Slade и джинсов Wrangler. Сейчас другие ребята пришли. Что им до политики двойных стандартов «там», когда на Родине процветает политика «тройных стандартов»! Вот уж где моральное разложение власти и нравственные тупики подданных! ЦРУ и Ми-6 идеологические разрушения такого масштаба даже не снились.
Свежие опросы по поводу Дня святого Валентина показывают, что интерес к Празднику влюбленных в России начал резко падать в последние два года. В 2012-м отмечать его собралось на 10-11 процентов меньше, чем в 2011-м. Среди молодёжи процент, конечно, высок – до 40, но всё же это значительно меньше, чем в середине 2000-х.
Почему? Сработали вышеперечисленные аргументы? Отнюдь нет. Высокий КПД выдал вброшенный относительно недавно аргумент иного рода. Упрощённо он звучит так: ребята, вас надувают! Среди тех, кто искренне убеждён, что молодёжная вакханалия (правильнее – Луперкалия, так назывался древнеримский языческий праздник свободной любви) в середине февраля – штука аморальная и фальшивая, нашлись умные люди. Они-то всеми возможными средствами и начали объяснять малолеткам коммерческую подоплеку «святого» дня. Как ни стараются апологеты праздника доказывать, что «валентинка» или коробка конфет – это подарки скромные, на самом деле любовь в этот день влетает в копеечку. Именно День святого Валентина в России, наряду со странным праздником 8 Марта, опровергает древнюю доктрину: главное – не подарок, а внимание.
Так может быть в этом перспектива – говорить с молодёжью умно, предметно и на понятном ей языке?
15 февраля 1717 года в Санкт-Петербурге вышла в свет необычная книга – «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению собранное от разных авторов».
Издание готовилось под присмотром сподвижника царя Петра – Якова Брюса, мужа, широко известного тогда своей учёностью. Редактирование сборника возглавил епископ Гавриил (Гаврила Бужинский). Тиражи в те годы были скромные, вроде сегодняшних. И книга разошлась мгновенно. Первый русский учебник этикета для молодых выдержал множество переизданий в течение всего XVIII века. Может быть, потому, что не этикетом единым был интересен. В простой форме доносились до юношей и девушек простые истины. А за ними маячила фигура Петра Великого, аргумент сам по себе.
Кое-что в книге актуально и сегодня.
Например, такой совет касательно поведения за столом, будь то дома или в ресторации: «…Не жри, как свинья». Коротко и доходчиво! В День святого Валентина не менее актуальна другая сентенция: «Ежели девица потеряет стыд и честь, что у неё остаться может»? Вопрос далеко не риторический…
От себя бы добавил: любовь не надо демонстрировать на публике и праздновать, её надо холить, беречь и осуществлять. Каждый Божий день.
Михаил Быков