EN
 / Главная / Публикации / Дед Мороз и политтехнологи

Дед Мороз и политтехнологи

18.11.2011

Отмечаемый 18 ноября день рождения Деда Мороза – лишь один из дней его рождения. За всю историю цивилизация так и не ответила, когда родился волшебник? Известно лишь, что более 2000 тысяч лет назад. А вот где? Финны уверены, что в Лапландии, русские – в Великом Устюге или ближе к Северному полюсу, турки – в городке Дэмре, а европейцы доказывают, что Санта-Клаус родом из итальянского Бари. Лишь однажды мир почти договорился о родине Дела Мороза. Но что из этого вышло, рассказывает обозреватель «Русского мира» Владимир Емельяненко.

Это было летом 1999-го и сильно смахивало на рождественское чудо. 

– Я делаю памятник Деду Морозу! – глаза у бородатого, с вечно растрепанной копной вьющихся волос архитектора Григория Потоцкого горели, как у 5-летнего внука Деда Мороза. Будто он получил на Новый год заветную мечту в подарок. 

Архитектор, и вправду, стал свидетелем реинкарнации сказки. На стыке тысячелетий теологические споры и крайне настороженное отношение к Деду Морозу как к языческому божеству или волшебнику, противоречившему христианству, заканчивались даже не компромиссом – всеобщей победой гуманизма. Дед Мороз или Санта-Клаус признавался явлением культурной традиции христианства, а его прототип – святой Николай, в IV веке бывший епископом городка Миры в византийской Ликии, – общечеловеческим Дедом Морозом. Это он положил начало веры в чудеса через добрые дела. С тех пор много воды утекло: на развалинах ликийской Миры вырос турецкий Дэмре, тоже долго не признававший «чужой» традиции веры в чудо Деда Мороза. И вот в 1999-м мусульмане начали разбираться, как им именовать своего Деда Мороза – «дедушка Рамадан» или «Дед Насреддин»? Благодарные католики, видя, как робко пускают корни идеи толерантности, почти отказались от заявления, будто святой Николай родился в итальянском городке Бари. Правда, сохранили за собой право на хранение мощей святого, где они, в базилике Святого Николая, хранятся и поныне.

А счастливый Потоцкий звал журналистов в неведомый городок Дэмре. Это место между Фитией и Анталией обещало стать общечеловеческим памятником толерантности. Её олицетворением стал святой Николай – Санта-Клаус, Дед Мороз или Ноэль Бабай, как его называют на северо-западе Турции.

Всё складывалось опять же как в сказке со счастливым концом – благо, курортное место притягивает туристов во всего мира. Вот только простоял памятник, изображавший лик  святого, за плечами которого возвышался земной шар, миг, с точки зрения истории. Уже в 2001 году Анкара обратилась в Ватикан с официальной просьбой о перенесении мощей  святого Николая-Угодника из итальянского Бари в турецкий Дэмре. И хотя стремление Турции овладеть мощами святого Николая, как легко догадаться, продиктовано экономическими интересами (по расчётам турецких специалистов туристической индустрии, святыня способна, привлекая туристов, приносить несколько миллионов валютных доходов в год), в дело вмешалась политика. Ватикан, ссылаясь на вековую практику упокоения мощей, отказал Анкаре. А когда в 2003 году к власти в Турции пришла ныне правящая Партия справедливости и развития, её функционеры, отчаявшись уговорить Ватикан, велели памятник демонтировать. На поддерживающем земной шар постаменте вместо Николая Угодника вскоре была водружена ярко-красная пластиковая кукла, призванная символизировать Деда Мороза. Или Санта-Клауса. Был убран и земной шар. Так особо подчёркивалось, что Дед Мороз «сам местный» – родился в этом городе. 

Непоследовательность, больше похожая на глумление над христианским святым, вызвала  возмущение не только в христианском мире. Вскоре демонтаж памятника Николаю-Чудотворцу, как его называют в России, стал одной из причин появления в европейской прессе карикатур на пророка Мухаммеда. Как компромисс в зашедшем в тупик споре Анкара продемонстрировала добрую волю: памятник святому Николаю вновь поставили, но в укромном уголке полуразрушенного храма, в котором некогда проповедовал святой. Однако вскоре половина храма, а вместе с ней и памятник, были накрыты непрозрачной плёнкой. «Он будет реставрироваться», – было объявлено официально.

Так, вместе с памятником Деду Морозу-Санта-Клаусу на реставрацию ушла и идея всеобщей толерантности. Скандинавы вернулись к идее объявления родиной Санта-Клауса Лапландии. Католическая Европа справедливо, но назидательно подчёркивает, что образ Деда Мороза появился в России совсем недавно, в конце XIX – начале XX веков, а его прототипом сначала был всё же не святой Николай, а западноевропейский волшебник Санта-Клаус. А Россия с 2004 года день рождения Деда Мороза отмечает 18 ноября. Его официальной резиденцией стал Великий Устюг, куда, по народным приметам, именно 18 ноября приходят настоящая зима и морозы. Ещё поэтому 19 ноября – день Павла: «На Павла-исповедника снег – вся зима снежная». А 20 ноября: «Встретились два друга – звон-мороз, да бела вьюга».

Правда, цивилизационные заморозки сковали и концепцию всеобщего новогоднего волшебства. В 1991 году мир был в миге от чуда: Дед Мороз мог бы стать всеобщим. Общечеловеческим. Но, судя по народным приметам и прогнозам политических синоптиков, пока на оттепель рассчитывать не приходится. Теперь у Деда Мороза проблемы не с теологами, а с политтехнологами. В той же Турции Баба Ноэль дарит подарки детям и творит чудеса только на северо-западе страны. А объединяющий нацию  Дед Мороз пока ещё создаётся. В центре Дэмре около года назад установлен ещё один памятник – «турецкому Деду Морозу», раздающему детям Коран. Таким образом, Анкара пытается разрешить мучительную для её политической элиты дилемму: как совместить доходный туристический бизнес в старинном христианском крае и исламские ценности? Близкие к турецким проблемы национального самосознания за счёт использования образа волшебника решают и новые суверенные государства. Так, казахстанский и киргизский  Деды Морозы стали Кыш Бабаями, в Саха-Якутии – Чисханом, на Украине – Дядо Коледа, в  Южном Судане – Папа Вуду, а в Эритрее – Соо Салехом.

Хоть как-то примиряет мир с пёстрой новогодней действительностью, пожалуй, то, что 18 ноября в Великий Устюг поздравить сказочного именинника приезжают его многочисленные братья – Санта-Клаус из Финляндии, Чисхан из Якутии, карельский Паккайне, Микулаш из Чехии, Кыш Бабай из Казахстана. Ну когда-нибудь дождётся Великий Устюг Баба Ноэля из Дэмре. Или сам туда поедет. Ведь дала миру история шанс в 1999-м. Почему этот миг не повторить, чтобы наконец понять и принять то, что все и так знают: мир, как и Дед Мороз, един.

Владимир Емельяненко

 

Также по теме

Новые публикации

В эти торжественные и ответственные минуты вступления в должность Президента хочу сердечно поблагодарить граждан России во всех регионах нашей страны, жителей наших исторических земель, отстоявших право быть вместе с Родиной.
25 – 26 апреля 2024 г. в Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева прошла международная конференция филологов, посвящённая 75-летию со дня рождения почётного профессора БГУ, руководителя Русского центра С. А.  Елебесовой.
Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
Цветаева