Война до последнего цента
На днях Евросоюз окончательно отказался регистрировать советский герб как товарный знак. Казалось бы, ну и что такого? Тем более что аргументация вполне политкорректна. Европейский суд юстиции мотивировал свою позицию тем, что советский герб «противоречит общественной политике и нормам морали ЕС». В частности тем, что символика СССР запрещена в части стран Шенгена – в Венгрии, Литве, Латвии. А по законам ЕС торговая марка не может быть зарегистрирована, если она расценивается как противоречащая этическим нормам хотя бы одной из стран – участниц союза.
Вот только неувязка очевидна. В Риге не раз приходилось бывать в кафе «СССР» – с гранёными стаканами, со знатными металлическими подстаканниками, на которых выгравирован герб СССР, кстати, запрещённый, как и прочая советская символика в Латвии, наконец, с советским флагом в интерьере и красными звёздами на лацканах официантов. Стилизованная под СССР столовая «Совдеп» в Праге тоже предпочитает зарабатывать на запрещённой советской символике, которая, как выясняется, не очень и противоречит «нормам морали ЕС», если позволяет делать деньги. А как же рестораны «Калинка» в Риме и «Самовар» в Милане, где официанты и швейцары выряжены в красноармейскую форму, немыслимую без советского герба?
Если верить логике ЕС и его суду, то советские символы – серп и молот, пятиконечная звезда – считаются «символом деспотизма». Но вот оно уязвимое место не только еврозоны – алчность. Рядом с ней отсутствие комплексов или «норм морали ЕС» в стремлении нажиться – цветочки. «Ягодки» впереди. Дело зашло столь далеко, что Россия может быть вынуждена отказаться или разделить один из своих неоспоримых брендов – «Большой театр» – с «бизнесменами» с большой дороги. Извините, со швейцарскими производителями водки. Хотя всё начиналось невинно, как в театре ария «о высоком и чистом».
В 1988 году швейцарская фирма Danceria создала с ГАБТ совместное предприятие «Большой театр – Мастер» для производства и продажи балетных аксессуаров в СССР. Инвестиции швейцарцы оценили в 2,5 млн франков (2,38 млн долл.). Тогда же Danceria по поручению или недомыслию руководства ГАБТ провела международную регистрацию товарного знака Bolshoj по нескольким классам МКТУ (Международной классификации товаров и услуг), в том числе 33-му (алкогольная продукция) и 16-му (реклама, публикации). И вот теперь Большой возбудил административное дело против оператора магазинов дьюти-фри в России компании «КАПО Дьюти Фри». Она в магазинах беспошлинной торговли с 2010 года продаёт швейцарскую водку Bolshoj с символикой Большого театра России на бутылке. Швейцарская же фирма Danceria, развивающая сеть балетных бутиков, «возмущена» и «рассматривает возможность» инициировать ответные иски против Большого театра. Если ГАБТ не откажется от претензий к водке, швейцарские «партнёры» хотят запретить Большому рекламировать свою деятельность за рубежом – размещать слово Bolshoj на афишах, буклетах, брошюрах. Так же «партнёры» «в случае отсутствия взаимопонимания» пригрозили передавать права на использование бренда «Большой» творческим коллективам, если их артисты ранее имели какое-либо отношение к Большому театру. Например, скандальной экс-балерине Волочковой. Представители Danceria, как они говорят, ранее «великодушно» отклоняли подобные предложения «из этических соображений».
Ну просто суд юстиции ЕС! Но вот она жажда наживы, втиснутая в рамки закона. Теперь, когда с точки зрения Danceria, ГАБТ повёл себя не по-партнёрски, швейцарцы решили, что имеют моральное право брать роялти за использование бренда Bolshoj в любом написании. Вот так под непреодолимое желание приобретения или всю ту же алчность можно подвести правовую базу. Кстати, сделав её международной через институты ЕС и Совета Европы.
И уже не важно, что в Берлине или Париже на специальных развалах продаётся вся без исключения советская символика. Или что, например, Эстония, Чехия и большая часть стран Восточной Европы – молодых членов ЕС, не стали законодательно запрещать советскую символику, а те, что запретили, не гнушаются на ней зарабатывать. Ну пожурят еврокомиссары младо-членов ЕС где-нибудь тихо и чтобы никто не заметил. А вот обладателей этих самых брендов, как соответствующих, так и не соответствующих морали ЕС, – в суд! Причём в идеале – до регистрации бренда. Как происходит с российской компанией «Штокман». Она не может зарегистрировать свой товарный знак потому, что финский ритейлер «Стокманн» при регистрации своего знака охватил такой широкий спектр услуг, что занимающемуся добычей газа и имеющему созвучное название «Штокману» не осталось места. Финская торговая сеть в 1997 году запатентовала свой знак в широком диапазоне услуг, даже тех, которые не оказывает. Например, менеджмент в сфере бизнеса, административная деятельность, офисная служба – функции, которые охватывают всё на свете. Но и «Штокман» не лыком шит: стремится в те сферы услуг, которые газодобытчику несвойственны. Как и швейцарцы из Danceria, «дочка» «Газпрома» жадна непомерно, она хочет заниматься расклейкой афиш, оклейкой обоев, мытьём окон, упаковкой товаров и уничтожением паразитов. И хотя работы по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения начнутся в 2016 году, компания уже зарегистрировала свой товарный знак по нескольким классам (различные масла и смазочные материалы, инструменты, любая электроника, транспортные средства). А хочет охватить едва ли не всё.
И тут, наверное, стоить признать, что несовершенство бизнеса и его стремление к монополизму вытекает из несовершенной природы человека. И что разумно ограничивать непомерные аппетиты как «Штокмана» и «Стокмана», так и Danceria или знаменитой «Кока-колы», пытавшейся законом навязать продажу своего напитка, спорного с точки зрения пользы для здоровья, в детских учреждениях. Ведь, как провозглашает ЕС, перед законом все должны быть равны. Однако некоторые оказываются «равнее». В итоге «безнравственный» герб СССР в качестве товарного знака зарегистрирован многопрофильной компанией Couture Tech в… США и Австралии, куда компетенции ЕС вход заказан. Так, капитал не кладёт все яйца в одну корзину. Или живёт по двойным стандартам, превентивно обвиняя в них Россию, правопреемницу СССР. А значит, российским брендам, включая составляющие её гордость, из которых складывается её репутация в мире, придётся учиться играть по сложившимся правилам. То есть искать такую лазейку в законе, которая бы позволила навсегда отделить Большой театр от водки, приносящей прибыль иностранцам. Или герб СССР – от «безнравственности». В США и Австралии ведь получилось. А это означает, что война брендов до последнего цента только начинается.
Анна Лощихина