EN
 / Главная / Публикации / Война до последнего цента

Война до последнего цента

22.09.2011

На днях Евросоюз окончательно отказался регистрировать советский герб как товарный знак. Казалось бы, ну и что такого? Тем более что аргументация вполне политкорректна. Европейский суд юстиции мотивировал свою позицию тем, что советский герб «противоречит общественной политике и нормам морали ЕС». В частности тем, что символика СССР запрещена в части стран Шенгена – в Венгрии, Литве, Латвии. А по законам ЕС торговая марка не может быть зарегистрирована, если она расценивается как противоречащая этическим нормам хотя бы одной из стран – участниц союза.

Вот только неувязка очевидна. В Риге не раз приходилось бывать в кафе «СССР» – с гранёными стаканами, со знатными металлическими подстаканниками, на которых выгравирован герб СССР, кстати, запрещённый, как и прочая советская символика в Латвии, наконец, с советским флагом в интерьере и красными звёздами на лацканах официантов. Стилизованная под СССР столовая «Совдеп» в Праге тоже предпочитает зарабатывать на запрещённой советской символике, которая, как выясняется, не очень и противоречит «нормам морали ЕС», если позволяет делать деньги. А как же рестораны «Калинка» в Риме и «Самовар» в Милане, где официанты и швейцары выряжены в красноармейскую форму, немыслимую без советского герба?

Если верить логике ЕС и его суду, то советские символы – серп и молот, пятиконечная звезда – считаются «символом деспотизма». Но вот оно уязвимое место не только еврозоны – алчность. Рядом с ней отсутствие комплексов или «норм морали ЕС» в стремлении нажиться – цветочки. «Ягодки» впереди. Дело зашло столь далеко, что Россия может быть вынуждена отказаться или разделить один из своих неоспоримых брендов – «Большой театр» – с «бизнесменами» с большой дороги. Извините, со швейцарскими производителями водки. Хотя всё начиналось невинно, как в театре ария «о высоком и чистом».

В 1988 году швейцарская фирма Danceria создала с ГАБТ совместное предприятие «Большой театр – Мастер» для производства и продажи балетных аксессуаров в СССР. Инвестиции швейцарцы оценили в 2,5 млн франков (2,38 млн долл.). Тогда же Danceria по поручению или недомыслию руководства ГАБТ провела международную регистрацию товарного знака Bolshoj по нескольким классам МКТУ (Международной классификации товаров и услуг), в том числе 33-му (алкогольная продукция) и 16-му (реклама, публикации). И вот теперь Большой возбудил административное дело против оператора магазинов дьюти-фри в России компании «КАПО Дьюти Фри». Она в магазинах беспошлинной торговли с 2010 года продаёт швейцарскую водку Bolshoj с символикой Большого театра России на бутылке. Швейцарская же фирма Danceria, развивающая сеть балетных бутиков, «возмущена» и «рассматривает возможность» инициировать ответные иски против Большого театра. Если ГАБТ не откажется от претензий к водке, швейцарские «партнёры» хотят запретить Большому рекламировать свою деятельность за рубежом – размещать слово Bolshoj на афишах, буклетах, брошюрах. Так же «партнёры» «в случае отсутствия взаимопонимания» пригрозили передавать права на использование бренда «Большой» творческим коллективам, если их артисты ранее имели какое-либо отношение к Большому театру. Например, скандальной экс-балерине Волочковой. Представители Danceria, как они говорят, ранее «великодушно» отклоняли подобные предложения «из этических соображений».

Ну просто суд юстиции ЕС! Но вот она жажда наживы, втиснутая в рамки закона. Теперь, когда с точки зрения Danceria, ГАБТ повёл себя не по-партнёрски, швейцарцы решили, что имеют моральное право брать роялти за использование бренда Bolshoj в любом написании. Вот так под непреодолимое желание приобретения или всю ту же алчность можно подвести правовую базу. Кстати, сделав её международной через институты ЕС и Совета Европы.

И уже не важно, что в Берлине или Париже на специальных развалах продаётся вся без исключения советская символика. Или что, например, Эстония, Чехия и большая часть стран Восточной Европы – молодых членов ЕС, не стали законодательно запрещать советскую символику, а те, что запретили, не гнушаются на ней зарабатывать. Ну пожурят еврокомиссары младо-членов ЕС где-нибудь тихо и чтобы никто не заметил. А вот обладателей этих самых брендов, как соответствующих, так и не соответствующих морали ЕС, – в суд! Причём в идеале – до регистрации бренда. Как происходит с российской компанией «Штокман». Она не может зарегистрировать свой товарный знак потому, что финский ритейлер «Стокманн» при регистрации своего знака охватил такой широкий спектр услуг, что занимающемуся добычей газа и имеющему созвучное название «Штокману» не осталось места. Финская торговая сеть в 1997 году запатентовала свой знак в широком диапазоне услуг, даже тех, которые не оказывает. Например, менеджмент в сфере бизнеса, административная деятельность, офисная служба – функции, которые охватывают всё на свете. Но и «Штокман» не лыком шит: стремится в те сферы услуг, которые газодобытчику несвойственны. Как и швейцарцы из Danceria, «дочка» «Газпрома» жадна непомерно, она хочет заниматься расклейкой афиш, оклейкой обоев, мытьём окон, упаковкой товаров и уничтожением паразитов. И хотя работы по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения начнутся в 2016 году, компания уже зарегистрировала свой товарный знак по нескольким классам (различные масла и смазочные материалы, инструменты, любая электроника, транспортные средства). А хочет охватить едва ли не всё.

И тут, наверное, стоить признать, что несовершенство бизнеса и его стремление к монополизму вытекает из несовершенной природы человека. И что разумно ограничивать непомерные аппетиты как «Штокмана» и «Стокмана», так и Danceria или знаменитой «Кока-колы», пытавшейся законом навязать продажу своего напитка, спорного с точки зрения пользы для здоровья, в детских учреждениях. Ведь, как провозглашает ЕС, перед законом все должны быть равны. Однако некоторые оказываются «равнее». В итоге «безнравственный» герб СССР в качестве товарного знака зарегистрирован многопрофильной компанией Couture Tech в… США и Австралии, куда компетенции ЕС вход заказан. Так, капитал не кладёт все яйца в одну корзину. Или живёт по двойным стандартам, превентивно обвиняя в них Россию, правопреемницу СССР. А значит, российским брендам, включая составляющие её гордость, из которых складывается её репутация в мире, придётся учиться играть по сложившимся правилам. То есть искать такую лазейку в законе, которая бы позволила навсегда отделить Большой театр от водки, приносящей прибыль иностранцам. Или герб СССР – от «безнравственности». В США и Австралии ведь получилось. А это означает, что война брендов до последнего цента только начинается.

Анна Лощихина

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева