Театр одного расстриги
Во дни терзаний и сомнений политических лидеров по поводу будущей президентской кампании один лишь актёр, режиссёр и внештатный священник Иван Охлобыстин чётко и достаточно внятно (насколько это применимо к его специфической декламации) определил свою гражданскую позицию россиянина с большой буквы. Даже, скажем так, Русского, в широком смысле этого слова.
Случилось это на вершине бутафорской пирамиды на центральном стадионе «Лужники» (быв. Ленина) во время широко разрекламированной встречи творческой личности Охлобыстина с почти двадцатью тысячами зрителей, купивших билет на его «Доктрину 77».
Обычно в канун политических праздников русские актёры на встречах со зрителями читали Пушкина. В советские годы, встречаясь с рабочими, – «Ленина и печника».
Охлобыстин читал себя. Возможно, потому, что роль главного чтеца-декламатора вот уже год за приличное вознаграждение (а за так автор идеи Андрей Васильев не служит), закреплена за Михаилом Ефремовым, исполняющим ироничные политпамфлеты Дмитрия Быкова на актуальные темы. Оставим в стороне рассуждения о политической гражданской позиции Васильева-Быкова-Ефремова. Договоримся считать, что эти трое искренни и бескорыстны (хотя предстоящие концерты в элитном деревенском ДК в Барвихе говорят сами за себя). Речь всё же о «Доктрине» и месте творческой личности в политическом истеблишменте.
Охлобыстин заявляет о своём желании баллотироваться в Президенты России. Что само по себе не ново. И тема эта – сюжет многочисленных американских кинокомедий. Пример Рейгана и (более близкий) Шварценеггера – не проходит. Рейган, поактёрствовав в молодости, до президентства был сенатором. А Арнольд президентом стать не сможет, поскольку рождён в Австрии. Губернаторов же актёров в России хватало (пусть и комедиантов-любителей).
Теоретически, в смысле – конституционно, каждый у нас волен выдвигаться и быть выдвинутым. Более того, пример Охлобыстина как бы и подчёркивает развитие отечественного института демократии. Весьма наглядный пример активной жизненной позиции. Поиграл, пописал, послужил, поковал денег на прокорм семьи (ради чего испросил в Патриархии дозволения стать по чётным актёром, а по нечётным священником в душе). И, как говорили раньше, в столь юном для политика возрасте. Охлобыстину – 45. И он – ягодка опять. Ягодка, способная привлечь на стадион 20 тысяч человек. Подобное, говорят, доступно только Киркорову или его бывшей супруге Алле Пугачёвой.
Но Примадонну русского шоу-бизнеса ангажирует долговязый олигарх Прохоров, неожиданно докатавшийся в Куршавеле до «Правого дела». Забавно при этом наблюдать, как шарахаются от политических предложений разные творческие личности. Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, например, говорят о том, что в партиях состоять не хотят. Писатель Борис Акунин (не путать с Г. Чхартишвилли) заявляет, что в «Правое дело» не вступит, потому что он правее правого. Словом, каждый старается обезопасить себя от последствий разрешённых Конституцией страны гражданских прав – проявления гражданской позиции.
Фигура Охлобыстина, выходящего на выборы, на мой взгляд, сама по себе эти выборы дискредитирует. Он, по сути, является материализацией тезиса говорливой (но только говорливой) оппозиции – «У выборов прописанный сценарий». И драматург Охлобыстин утверждает всеми своими действиями, что со сценарием знаком. Иначе как объяснить, скажем, появление на главном телеканале страны роскошного документально-биографического кино про этого незаурядного современника. Достоин ли Иван фильма о себе в неюбилейные 45? Безусловно. Странно только, что кино показали накануне заявления о попытке баллотироваться. Или у талантливых людей мысли сходятся? Но тогда можно убеждать себя и в том, что телевидение у нас совсем-совсем независимое.
Любопытно прокомментировал общественную деятельность священника Иоанна его, пусть формальный, но начальник по Русской православной церкви отец Всеволод Чаплин, который и отвечает в РПЦ за координацию с культурной жизнью страны. Несмотря на теоретическую прибыль от пиара, которым занимается Охлобыстин, Чаплин заметил, что дело священника в первую очередь – внутреннее самосовершенствование.
Похоже, что Охлобыстин как отец Иоанн благословения Синода идти на выборы не получит. Значит, придётся окончательно сдать униформу священнослужителя.
Быть может, это будет очередной поворот в сюжете под названием «Поп-расстрига». А может, Церковь и благословит актёра. Чего гадать-то?
Совершенно очевидно, что все мы становимся свидетелями некоего социального опыта, который, повторю, знаком по американским кинокомедиям. Гадко от того, что в России эксперименты разрешены над гражданами. То есть над нами. И это, мягко говоря, неприятно…
Андрей Северцев