Требуются тротуарные
12 сентября 1715 года царь Пётр подписал любопытный указ. Бумага эта и сама по себе неординарна, и нам, живущим 300 лет спустя, небесполезна будет. Для понимания процесса интеграции государственных и частных интересов.
А указ таков: «…чтоб с сего времени впредь скобами и гвоздями, чем сапоги мужские и женские подбивали, никто не торговал и у себя не имел. А если у кого с таким подбоем явятся сапоги или башмаки, и те жестоко будут штрафованы, а купецкие люди, которые такие скобы и гвозди держать будут, сосланы будут на каторгу…».
Не надо думать, что сей указ царь подписал утром после очередной ассамблеи. У документа есть трезвое, в смысле чёткое, обоснование. Ещё в 1710 году в новой столице начали мостить улицы булыжником. Но основная масса дорог и тротуаров была покрыта деревянными настилами. Оно и дешевле, и привычнее для русского человека.
Пётр очень трепетно относился к проблемам ЖКХ Петербурга. И решил, что от горожан не убудет, если откажутся от подбивки обуви для её более длительной носки, зато деревянные мостовые целее окажутся. Не появится в досках зазубрин, дырок, сколов, трещин и прочих неприятностей. В народе указ прозвали «Обувным».
Как ревнителя государственной казны, Петра Алексеевича понять легко. А мнение подданных в начале XVIII века учитывалось крайне редко.
Сейчас в России нет ни самодержцев, ни подданных. Есть демократия и граждане. А многое ли поменялось в ЖКХ?
Журналисты, как и актёры, тоже любят и делают «капустники». Только у нас они не в виде спектаклей и скетчей, а в виде шуточных и пародийных передач и заметок. А то и целых газетных номеров по поводу.
Однажды такой повод – выпустить внутренним тиражом газету-четырёхполоску представился в «Московской правде». Ожидался юбилей главного редактора, и мы рискнули. Среди прочих шутейных публикаций в этом «одноразовом» номере была и заметка про якобы новую должность в московской милиции – должность тротуарного. Тротуарный – это тот, кто помогает гражданам организованно двигаться по… правильно – тротуарам.
Весело получилось. Но кто ж мог знать тогда, два десятка лет назад, что авторы этой шутки как в воду глядели. Сейчас такая должность вполне может понадобиться. И без всяких шуток. Причина простая: скоро зима. И как себя поведёт тротуарная плитка, уложенная в столице зачастую впопыхах и не самыми квалифицированными рабочими, никто не знает. Уровень жизни в нынешней России таков, что далеко не каждая женщина может в любой момент купить несколько новых обувных пар. А прежние, особенно у молодых, сплошь на каблуках.
Они, женщины, и сейчас на тротуарной плитке время от времени падают. Сам видел. А что зимой будет? Тюмень и Петербург обложили плиткой несколько лет назад. И жительницам Тюмени и Питера есть что рассказать по этому поводу. Сам слышал.
Вот и пригодились бы нам тротуарные! Сопровождали бы до парковок и остановок транспорта самых неуверенных в своей обуви. Поднимали бы с земли тех, кого не успели сопроводить. Оформляли бы страховки прямо на ходу и заполняли бы протоколы, на основании которых город потом будет компенсировать дамам сорванные с каблучков набойки и замену ободранной на тех же каблучках кожи. Ну – и фиксировать переломы, вывихи и трещины в костях, само собой, тоже.
Можно подумать, что я против повсеместной инициативы российских мэров, связанной с заменой асфальта на тротуарную плитку! Ничего подобного.
Едва в Москве этим летом начали скалывать скучный асфальт и класть жизнерадостную плитку на тротуарах, я одним из первых вступил с товарищами в дискуссию, защищая новое.
Плитка на самом деле город украсит. Когда её «докладут», естественно. Она экологичнее и долговечнее – тут я не специалист, но нутром чувствую. Тем более что эксперты в один голос про это. Да и асфальт далеко не идеален, все знают. Летом плавится, по весне трескается, осенью – мокрый. Наконец, в крупных городах Европы тоже не идиоты живут. И в Лондоне тротуарный камень имеется, и в Берлине, и в Милане… В Париже с этим, правда, всё ещё осторожничают. Помнят, как пригодилась плитка французским студентам во время массовых волнений в далёком 1968 году. Плитка, как оружие, ничем не хуже булыжника.
В общем, много факторов за плитку. С другими вопросами хуже. Например, почему женщины всё-таки падают, а? Или – каким будет слой льда на этих плитках во время долгой русской зимы? Или – откуда этим летом в столице взялось столько загорелых и черноволосых специалистов-укладчиков этой плитки? Таких ПТУ вроде бы нет. Ни у нас, ни в Средней Азии.
В том самом Питере эксперимент начали ещё при губернаторе Яковлеве. Дворцовую площадь обложили, несколько улиц в центре. Кое-где перекладывать пришлось из-за халтуры, кое-где плитка доселе во вспученном виде.
Отрадно, что сразу на весь город не набросились. Поэкспериментировали. И теперь поспешают не торопясь. В Москве же плиткой накрылись сотни тысяч квадратных метров в один присест. И нас, москвичей, как водится, не спрашивали. Как и Пётр своих подданных три века назад.
Зато я как коренной москвич хочу спросить: это сколько же теперь понадобится тротуарных?
Михаил Быков