EN
 / Главная / Публикации / «Движуха» в защиту беззащитных

«Движуха» в защиту беззащитных

22.07.2011

С 1986 года каждое 23 июля мир отмечает Всемирный день китов и дельфинов (World Whale Day). Однако по факту сложилось так, что неприметный праздник стал вторым днём эколога (первый отмечается 5 июня). И днём протеста против демагогической политики «защиты природы».

Немало такому отношению к необычному дню способствовал неутихающий конфликт между благополучными Японией, Исландией, Канадой и всем остальным миром, во главе которого стоят неблагополучные аборигенные народы океанических стран. Дело в том, что после 200 лет беспощадного истребления китов мир договорился о полном запрете на китовый промысел и продажу китового мяса. Но Япония, Исландия и чуть позже присоединившаяся к ним Канада под предлогом того, что китобойный промысел – образ жизни аборигенных народов этих стран и «способ выживания для удалённых территорий», демонстративно нарушают запрет. Точнее, они сначала выторговали себе квоты на ловлю китов, а потом превратили эти квоты в образ жизни.

Вскоре обида на несправедливость так захлестнула малочисленные народы Аргентины, Океании, России, США и других стран, что они начали и себе выпрашивать квоты на китобойный промысел. Торг удаётся настолько, что о полном запрете китобойного промысла можно лишь мечтать. И хотя беззащитных гигантов стали убивать меньше, всё рано их популяция близка к исчезновению. Не спасает никакое включение животных в Красную книгу. Настолько, что вроде бы праздник 23 июля превращается в день защиты не только китов и дельфинов, но и всех морских млекопитающих. В этот день по всему миру идут акции в защиту уже не только китов, а до 1000 видов морских млекопитающих, которым грозит смертельная опасность исчезновения. Их убивают или вылавливают так быстро, что они не успевают размножаться.

В общем, как сказал один известный диджей-эколог, «движуха» в защиту беззащитных продолжается, но ничего не даёт. И не может дать – по определению. Ситуация с защитой китов и дельфинов почти зеркальна той, что сложилась с борьбой всего мира против парниковых выбросов, которые, как считается, ведут к глобальному изменению климата на планете. Что толку от того, что соглашение о сокращении вредных выбросов в атмосферу подписали и даже выполняют большинство стран мира, если главные загрязнители воздуха – США и Китай, в совокупности, вносящие в мировую копилку до 41% «грязи»,  не только не подписали такое соглашение, но и признают, что не намерены этого делать? США на чистом глазу заявляют, что им этого не позволяет демократическое законодательство страны, а Китай кивает на США.

Классическая ситуация Лебедя, Рака и Щуки как калька накладывается на конкретные страны. А главное – на проблему охраны уже от человека его же окружающей и спасающей природы. Простой пример. За 2010 год из 67 экологических поручений президента России выполнено лишь 6, или менее 10%. Тенденция такова, что если не менять бюджетный кодекс, то будет делаться ещё меньше. Да и как повышать  энергоэффективность и сокращать загрязнение окружающей среды, если бюджет, грубо говоря, против?  

– По действующему кодексу, если муниципальное образование допустило загрязнение в заповеднике, оно оплачивает ущерб не ему, а самому себе, – говорит Игорь Честин, директор WWF России. – Причём на внебюджетный счёт. По кодексу даже при желании муниципальное образование не может ликвидировать нанесённый ущерб ни самостоятельно, ни передав средства пострадавшей стороне. Так бюджетный кодекс стимулирует загрязнение, потому что позволяет переводить деньги с бюджетного счёта на внебюджетный. Бред? Но это так.

Как отмечают экологи, в 1990-е годы объём средств в регионах, направляемых на охрану окружающей среды, зависел от объёма негативного воздействия на природу. Сегодня этой связи нет. Логичная рыночная система заменена административной. Поэтому, несмотря на объявленные президентом РФ приоритеты экологической и энергетической эффективности, Минфин блокирует любые предложения власти, бизнеса и общественных организаций ввести по примеру других стран стимулирующие меры через модернизацию системы платежей и налогов. Так, чтобы мусорить было не выгодно. То есть, как и в случае с китами и дельфинами, речь идёт не об их защите, а всего лишь о сокращении размеров китобойни. Так и с природой в целом: люди не защищают природу, а десятилетиями договариваются об «эффективных механизмах» её защиты, которые не работают.

Вот и опять. К 23 июля заседание Арктического совета ООН в Нууке (Гренландия) вроде бы совершило прорыв. Министры иностранных дел восьми арктических государств и лидеров коренных арктических народов приняли принципиально важные решения. Они согласились использовать экосистемный подход к управлению природными ресурсами в Арктике, разработать подходы для оценки уязвимости и устойчивости экосистем к изменению климата, разработать новое международное соглашение по готовности к разливам нефти и оперативного реагирования на них.

Однако дьявол опять кроется в деталях. Подтвердив приверженность полному запрету китового промысла, Арктический совет не отменил, а лишь снизил квоты на убой китов для коренных народов Арктики. А на самом деле, бросил кость аборигенам, чтобы они не мешали пяти арктическим странам – Дании, Норвегии, Канаде, России и США – делить Большой Север. Ведь по прогнозам учёных, уже к середине века северные воды станут судоходными, и туда переместится до 40-50 процентов мировых транспортных путей. Вода отворит настоящие кладовые с сокровищами, значимее золота. Так, по данным ООН, только разведанные запасы арктической нефти составляют более 100 млрд тонн, что в 2,4 и 2,1 раза превышает ресурсы России и Саудовской Аравии. Газа в шельфах за Полярным кругом чуть меньше, но в 1,7 раза больше, чем континентальных запасов у России и Ирана вместе взятых. Это при том, что исследовано менее трети месторождений. Арктические запасы биоресурсов поскромнее, но при условии восполнения и культивирования морезаводов способны удовлетворить до 20-25 процентов потребностей землян в еде.

Вопрос о том, кто будет владеть этим неоценимым богатством, остаётся не просто открытым. Из замороженного, как в прямом, так и в дипломатическом смысле, он  превращается ещё в одну «горячую точку» планеты. Цена пока ледяной «горячей точки» – через полвека Арктика останется едва ли не последней кладовой энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты. Вот она истинная причина новой экологической политики пяти приарктических стран, вдруг озаботившихся китами, дельфинами, белыми медведями и тюленями. Ведь один из способов заполучить богатства природы Севера – закрепить за собой право на освоение Арктики, где признанных государственных границ нет. Что открывает простор для нового передела мира. Ну а чтобы прикрыть истинную цель – почему на щит не поднять защиту природы? Например, исчезающих китов, которые поддерживают существующую экосистему?

Вот только демагогия дорого обходится. Так, по данным Лиги здоровья нации, одной из главных причин ухудшения здоровья россиян остаётся «больная» экология, которая стоит до 300 тысяч дополнительных смертей в год. По данным ВОЗ, в США из-за неблагополучной экологии Аляски умирают до 50 тысяч в год представителей коренных народов, в Канаде – до 40 тысяч, в Австралии и Океании – до 150 тысяч. И так по всей планете цена демагогических методов «защиты природы» – оборванные человеческие жизни.

Анна Лощихина

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева