EN
 / Главная / Публикации / Здравоохранение по…

Здравоохранение по…

17.06.2011

Завесу над тем, какой будет российская медицина завтра, возможно, приоткрыл недавний скандал, связанный с выступлением доктора Леонида Рошаля, председателя Национальной медицинской палаты, директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии на Всероссийском форуме медицинских работников.

Впрочем, не исключено, что «бомбу» заложил премьер-министр Владимир Путин. Он не только пригласил лауреата многих премий и обласканного властью Рошаля на форум. Путин добился доклада для доктора, которому слова давать никто не собирался. В ответ «неблагодарный» гость заявил, что выделенные премьером средства на нацпроект «Здоровье» разворованы и «закопаны в землю». Поскольку в 2011-м ожидается выделение ещё 460 млрд рублей на медицинскую реформу, Рошаль попросил: «Нужно, чтобы эти средства не распилили». Скандал не случился бы, но Рошаль, как школьник от учителей, из президиума получил замечание. Оно сводилось к тому, что Минздравсоцразвития не знает, что такое «пилить».  

– Я могу рассказать, как умеют пилить, – парировал врач.

И рассказал, что в рамках программы по дорожно-транспортному травматизму планировалось потратить на разработку аптечки для водителей несколько миллионов рублей. В итоге деньги были израсходованы на то, что из аптечки были исключены дорогие лекарства и добавлены бинты. «Здравоохранение недофинансируется примерно в два раза, – заявил доктор. – И это позиция Минэкономразвития и Минфина – ограничить бюджетное финансирование». 

Форум ещё не закончился, а в Интернете появилось анонимное открытое письмо «коллектива Минздравсоцразвития», осуждающее выступление доктора Рошаля и призывающее Путина наказать его. Вопрос – за что? – до сих пор висит в воздухе. В сущности, для здорового общества это норма – практикующий врач критикует действия чиновников, которые существуют для того, чтобы ему было удобно выполнять свою работу. При этом доктор Рошаль не сказал ничего такого, чего не знали бы окружающие: и о коррупции (в 19 регионах возбуждены уголовные дела против руководства местных медучреждений за приобретение медтехники по завышенным ценам), и о том, что «в Минздравсоцразвития нет ни одного опытного организатора здравоохранения».

В ответ Рошаль услышал не публичную критику, а получил удар в спину – письмо-донос на имя премьера. Пафос, с каким составлен документ, достигает апогея, когда жалобщики фактически просят расправиться с доктором:

«Уважаемый Владимир Владимирович! Вы извините нас, пожалуйста, за то, что мы отрываем у Вас время, но, наверное, наболело. Сколько же можно публично очернять федеральный орган исполнительной власти? По сути, состоящий из таких же граждан, которые пользуются теми же услугами здравоохранения! Просим уберечь нашу честь и достоинство от подобных выступлений, по сути, не несущих за собой ничего конструктивного».

Вот это да! Мало того что критический запал Рошаля был единственным на форуме – все остальные выступали с поддержкой реформ Минздравсоцразвития. Так ещё оказывается, федеральные чиновники пользуются услугами обычных поликлиник? Очень хотелось бы увидеть хотя бы одного из них или члена их семьи, пользующихся услугами «народного» здравоохранения – встающих в 5-6 часов утра, стоящих в очереди за талонами, сдающих по выписанным направлениям анализы. И то – если повезёт.

Впрочем, нет. Есть такой чиновник. Мэр Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Как-то зимой 2011-го  она попыталась по телефону из приёмной мэрии записаться в такую очередь. Ей отказали, предложив приехать лично, хотя Минздравсоцразвития утверждает, что такая телефонная услуга «работает». А когда Матвиенко представилась мэром, ей нахамили: «Женщина! Какая ещё Матвиенко? Перестаньте хулиганить». И бросили трубку.

Ещё поэтому пассаж «просим уберечь нашу честь и достоинство от подобных выступлений» воспринимается как намёк на расправу с опасным критиком. Ведь уберечь честь и достоинство тех, кто приобретает новые простуды и болячки в утренних очередях, некому, кроме вот таких защищённых авторитетом премьера Путина критиков, как Рошаль. Отсюда и возникает чувство, что на доктора банально доносят. Но почему Владимиру Путину, явно зная, что именно он позвал Леонида Рошаля на форум?

Проблема в том, что внутри системы здравоохранения, чиновники которой первыми поняли, что последняя реформа 2006-2011 годов и нацпроект «Здоровье» провалены, идёт борьба за методы управления меняющейся системой. Какой она будет, ясности нет ни у кого. Очевидно лишь, что американская система создания системы платной медицины (либеральная модель), которую начинал бывший первый вице-премьер Дмитрий Медведев, терпит фиаско, а деньги, выделенные на неё, разворованы как раз «либералами». Похоже, что маятник качнулся в сторону скандинавской, или государственной, системы реформирования здравоохранения, за которую стоит «государственник» Путин. И решается сейчас только, будет эта модель «немецкой» – полубесплатной или полубюджетной медицины – или советской – в основном бесплатной, за которую всегда ратовал Леонид Рошаль. С учётом этого обстоятельства уже его критика либерал-реформаторов может быть интерпретирована как попытка реванша. 

Ведь на кону схватка за 1,5 триллиона рублей – столько государство до 2020 года выделяет на заботу о здоровье нации. Вопрос в том, как их рациональнее потратить – по-немецки, по-шведски или опять как всегда? Доктор Рошаль, исходя из низких зарплат и неспособности населения платить за медуслуги, доказывает, что надо вернуться к советской системе здравоохранения, модернизировав её и критически переняв европейский опыт. Его оппоненты, чиновники Минздравсоцразвития, понимая, что теряют рычаги управления финансовыми потоками, отсекают оппонента вот так примитивно: просят оградить их от нормы гражданского общества – «неконструктивной», как они считают, критики, а по сути – от всякого оппонирования либеральной реформе здравоохранения. 

Чью сторону примет власть? Министр Минздравсоцразвития Татьяна Голикова встала на защиту подчинённых. Премьер Владимир Путин взял выразительную паузу. Вот за ней-то и кроется интрига противостояния «старых» и, возможно, «новых»-старых реформаторов.

Проблема в том, что Всероссийский форум медицинских работников, проведённый Минздравсоцразвития,  всего лишь «наш ответ Чемберлену». До форума, призванного озвучить едва ли не победное шествие реформы, заключающейся в переводе медучреждений на самообеспечение и сокращение бюджетного субсидирования на всех уровнях, прошли ещё два съезда – Пироговский съезд врачей и Национальной медицинской палаты, которую возглавляет Леонид Рошаль. Эти два форума камня на камне не оставили от реформы, сравнив её с «узаконенным лишением доступа населения к медицинскому обслуживанию». А претензии Национальной медицинской палаты на то, чтобы возглавить процесс переподготовки и переквалификации врачей, и главное – участвовать вместе с другими общественными организациями в контроле за расходованием  Минздравсоцразвития денег, выделяемых на реформу, и вовсе воспринято чиновничеством как посягательство на святая святых – на его полномочия «служить народу».

Закулисная интрига обострилась из-за того, что столпы – РАН и РАМН – поддержали Пироговский съезд врачей и Национальную медицинскую палату, в отместку не получив приглашения на Всероссийский форум медицинских работников. Но всё равно там появился Рошаль и всё испортил.

А Минздравсоцразвития, обрушившись на него, подставилось под удар: слухи о том, что министерство будут делить на два органа – здравоохранения, а также труда и социального развития – обострились. И тут деятельный доктор Рошаль, имея за собой негласную поддержку премьера Путина, – один из кандидатов на пост министра здравоохранения, хотя и утверждает, что в министры не метит. Возможно, он им не станет. Ведь вопрос выбора модели реформирования здравоохранения остаётся открытым – на бесплатную бюджетную медицину, которую лоббирует Рошаль, нет денег. А для внедрения мобильной «немецкой» модели требуется наличие высокотехнологичной медицины и кадров, которых нет. А главное – «прозрачных» денег, которые уже не распилишь.        

Анна Лощихина

 

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева