EN
 / Главная / Публикации / Космос и религия

Космос и религия

14.04.2011

Стивен Хокинг

Начало эры космических исследований совпало в СССР с ожесточением антирелигиозной пропаганды. Вскоре после того, как Юрий Гагарин слетал в космос, Никита Хрущёв пообещал окончательно расправиться с Церковью. Закрытие храмов сопровождалось бодрыми заклинаниями научных атеистов: вот и Гагарин в космос слетал, а Бога там не увидел. Впрочем, вряд ли эти увещевания оказали большое влияние на публику, пожилые верующие на пропаганду внимания не обращали, их от Церкви не отвратили и годы страшных гонений. А молодёжь и так свято верила в науку и в доказательствах отсутствия Бога не нуждалась.

Мало кто в ту пору всерьёз задумывался об отношениях науки и религии. Разве что люди вроде академика Бориса Раушенбаха. Он принимал самое непосредственное участие в космических исследованиях, но вере его это никак не мешало. Позднее он писал в своих воспоминаниях: «Я не стал бы разделять религиозное и научное мировоззрение. Я бы взял шире – логическое, в том числе и научное, и внелогическое, куда входит не только религия, но и искусство – разные грани мировоззрения...».

Однако к таким людям, как он, в ту пору относились со снисходительным удивлением. Раушенбах вспоминает: когда он понял, что полёт Гагарина проходит успешно, то встал и перекрестился. Произошло это в командном пункте космодрома. Можно себе представить, как смотрели на него коллеги.

Противостояние науки и религии продолжается и по сей день. В прошлом году вышла книга «Великий замысел».   Её написал знаменитый британский физик Стивен Хокинг в соавторстве со своим американским коллегой Леонардом Млодиновым.

Хокинг – легендарная личность. Этот прикованный к инвалидной коляске и лишённый дара речи учёный сделал ряд выдающихся открытий и воплотил собой победу интеллекта над немощной плотью. Пару лет назад он даже собрался слетать в космос, но проблемы со здоровьем не позволили ему сделать это.

Выход книги в свет сопровождался большими спорами. Дело в том, что авторы утверждали: происхождение Вселенной могло вполне обойтись без Бога. «Благодаря закону гравитации Вселенная может сотворить себя из ничего. То, что есть нечто, а не ничто, существует Вселенная и мы с вами, объясняется именно этим спонтанным творением. Не к чему призывать Бога, чтобы он зажёг фитиль и привёл в движение Вселенную».

В этих словах содержится отсыл к знаменитой фразе австрийского философа Людвига Витгенштейна: «Тайна не то, как мир есть, а что он есть». Чтобы приблизиться к ответу, Хокинг с соавтором предложил опираться на так называемую «М-теорию», согласно которой существует множество вселенных. Богословы, настаивая на божественном замысле, утверждают, что жизнь не могла возникнуть случайно, она слишком сложна для этого. Но если вселенных великое множество, неизмеримо возрастает и шанс случайного зарождения жизни. В этом и заключается «Великий замысел», который вовсе необязательно именовать божественным. Вселенная возникла спонтанно.

Глава Англиканской церкви Роуэн Уильямс счёл аргументы Хокинга малоубедительными. Бог – это не пробка, которой можно затыкать пустоты в научном знании, а разумная живая сущность, от которой зависит мироздание. Физика сама по себе не отвечает на вопрос, почему есть нечто, а не ничто, заявил Уильямс. И претендовать на раскрытие «витгенштейновской тайны» она не может. Его поддержал и один из лидеров британского еврейства лорд Джонатан Сакс – дело науки объяснять, а религии истолковывать, и не стоит делать из них антагонистов.

В аналогичном ключе высказался и астроном Ватиканской обсерватории иезуит Гай Консольманьо. Пространство и время подчиняются законам, о которых говорит Хокинг, но не является ли Бог причиной того, что это происходит так, а не иначе? Не сотворил ли он эти законы для упорядочивания мироздания?

И вот совсем недавно верующие критики Хокинга обрели неожиданную поддержку в лице неверующего учёного Мартина Риса. Рис – один из крупнейших астрофизиков нашего времени. Он заседает в Палате лордов и носит титул королевского астронома, а до прошлого года возглавлял Лондонское королевское общество. Как и Хокинг, он из Кембриджа, более того, тоже является сторонником «М-теории», на которой тот строит свои «антибожественные» рассуждения. В чём же дело?

Мартин Рис придерживается мнения, что наука и религия должны каждая заниматься своим делом. И ему кажется смехотворным, когда учёные высказываются по богословским вопросам, не имея для этого достаточной подготовки. В этом суть его возражений Хокингу. «Я знаю Стива очень хорошо, он великий учёный, но в философии человек малосведущий, а в богословии тем более, на его месте я бы не стал публично высказываться по этим вопросам», – заявил Рис журналистам. Да и на собственном месте он этого не делает.

Рис не считает себя человеком верующим, но религия его нисколько не раздражает. Он вырос в англиканской семье. Ему нравятся обряды этой церкви, а ещё больше церковная музыка, и он с гордостью говорит о том, что Кембриджский церковный хор является одним из лучших в Великобритании. Наука и эстетика вещи разные, рассуждает Рис, но это вовсе не значит, что они должны ссориться. «Мне как учёному совсем не мешает музыка, напротив. Почему же должны конфликтовать наука и религия? Более того, они могут совместно потрудиться на благо человечества. Обе выступают против слепого фанатизма».

В этом вопросе астрофизик Рис и архиепископ Роуэн Уильмс вполне солидарны. Если твердить юному мусульманину, что Дарвин и вера в Аллаха исключают друг друга, он выберет Аллаха. А если нет, он, возможно, попытается разобраться и в теории эволюции. И не станет фанатиком, глухим к голосу науки.

Если задуматься, взгляды неверующего Мартина Риса близки к тому, о чём говорил верующий Борис Раушенбах. Наука и религия отвечают на разные проблемы человеческого существования. И конфликтовать им по большому счёту незачем. Правда, выводы из этого учёные сделали разные. Раушенбах своей жизнью доказал, что наука и религия могут вполне уживаться в сознании одного человека. У Риса религия не вызывает отторжения, но ограничивается для него сферой культуры. Музыкальный слух у него есть, он способен оценить мастерство Кембриджского хора, а мистического слуха – нет. Как истинный учёный, он не берётся рассуждать о том, чего не знает. И другим не советует.

Борис Фаликов

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева