Космос и религия
Начало эры космических исследований совпало в СССР с ожесточением антирелигиозной пропаганды. Вскоре после того, как Юрий Гагарин слетал в космос, Никита Хрущёв пообещал окончательно расправиться с Церковью. Закрытие храмов сопровождалось бодрыми заклинаниями научных атеистов: вот и Гагарин в космос слетал, а Бога там не увидел. Впрочем, вряд ли эти увещевания оказали большое влияние на публику, пожилые верующие на пропаганду внимания не обращали, их от Церкви не отвратили и годы страшных гонений. А молодёжь и так свято верила в науку и в доказательствах отсутствия Бога не нуждалась.
Мало кто в ту пору всерьёз задумывался об отношениях науки и религии. Разве что люди вроде академика Бориса Раушенбаха. Он принимал самое непосредственное участие в космических исследованиях, но вере его это никак не мешало. Позднее он писал в своих воспоминаниях: «Я не стал бы разделять религиозное и научное мировоззрение. Я бы взял шире – логическое, в том числе и научное, и внелогическое, куда входит не только религия, но и искусство – разные грани мировоззрения...».
Однако к таким людям, как он, в ту пору относились со снисходительным удивлением. Раушенбах вспоминает: когда он понял, что полёт Гагарина проходит успешно, то встал и перекрестился. Произошло это в командном пункте космодрома. Можно себе представить, как смотрели на него коллеги.
Противостояние науки и религии продолжается и по сей день. В прошлом году вышла книга «Великий замысел». Её написал знаменитый британский физик Стивен Хокинг в соавторстве со своим американским коллегой Леонардом Млодиновым.
Хокинг – легендарная личность. Этот прикованный к инвалидной коляске и лишённый дара речи учёный сделал ряд выдающихся открытий и воплотил собой победу интеллекта над немощной плотью. Пару лет назад он даже собрался слетать в космос, но проблемы со здоровьем не позволили ему сделать это.
Выход книги в свет сопровождался большими спорами. Дело в том, что авторы утверждали: происхождение Вселенной могло вполне обойтись без Бога. «Благодаря закону гравитации Вселенная может сотворить себя из ничего. То, что есть нечто, а не ничто, существует Вселенная и мы с вами, объясняется именно этим спонтанным творением. Не к чему призывать Бога, чтобы он зажёг фитиль и привёл в движение Вселенную».
В этих словах содержится отсыл к знаменитой фразе австрийского философа Людвига Витгенштейна: «Тайна не то, как мир есть, а что он есть». Чтобы приблизиться к ответу, Хокинг с соавтором предложил опираться на так называемую «М-теорию», согласно которой существует множество вселенных. Богословы, настаивая на божественном замысле, утверждают, что жизнь не могла возникнуть случайно, она слишком сложна для этого. Но если вселенных великое множество, неизмеримо возрастает и шанс случайного зарождения жизни. В этом и заключается «Великий замысел», который вовсе необязательно именовать божественным. Вселенная возникла спонтанно.
Глава Англиканской церкви Роуэн Уильямс счёл аргументы Хокинга малоубедительными. Бог – это не пробка, которой можно затыкать пустоты в научном знании, а разумная живая сущность, от которой зависит мироздание. Физика сама по себе не отвечает на вопрос, почему есть нечто, а не ничто, заявил Уильямс. И претендовать на раскрытие «витгенштейновской тайны» она не может. Его поддержал и один из лидеров британского еврейства лорд Джонатан Сакс – дело науки объяснять, а религии истолковывать, и не стоит делать из них антагонистов.
В аналогичном ключе высказался и астроном Ватиканской обсерватории иезуит Гай Консольманьо. Пространство и время подчиняются законам, о которых говорит Хокинг, но не является ли Бог причиной того, что это происходит так, а не иначе? Не сотворил ли он эти законы для упорядочивания мироздания?
И вот совсем недавно верующие критики Хокинга обрели неожиданную поддержку в лице неверующего учёного Мартина Риса. Рис – один из крупнейших астрофизиков нашего времени. Он заседает в Палате лордов и носит титул королевского астронома, а до прошлого года возглавлял Лондонское королевское общество. Как и Хокинг, он из Кембриджа, более того, тоже является сторонником «М-теории», на которой тот строит свои «антибожественные» рассуждения. В чём же дело?
Мартин Рис придерживается мнения, что наука и религия должны каждая заниматься своим делом. И ему кажется смехотворным, когда учёные высказываются по богословским вопросам, не имея для этого достаточной подготовки. В этом суть его возражений Хокингу. «Я знаю Стива очень хорошо, он великий учёный, но в философии человек малосведущий, а в богословии тем более, на его месте я бы не стал публично высказываться по этим вопросам», – заявил Рис журналистам. Да и на собственном месте он этого не делает.
Рис не считает себя человеком верующим, но религия его нисколько не раздражает. Он вырос в англиканской семье. Ему нравятся обряды этой церкви, а ещё больше церковная музыка, и он с гордостью говорит о том, что Кембриджский церковный хор является одним из лучших в Великобритании. Наука и эстетика вещи разные, рассуждает Рис, но это вовсе не значит, что они должны ссориться. «Мне как учёному совсем не мешает музыка, напротив. Почему же должны конфликтовать наука и религия? Более того, они могут совместно потрудиться на благо человечества. Обе выступают против слепого фанатизма».
В этом вопросе астрофизик Рис и архиепископ Роуэн Уильмс вполне солидарны. Если твердить юному мусульманину, что Дарвин и вера в Аллаха исключают друг друга, он выберет Аллаха. А если нет, он, возможно, попытается разобраться и в теории эволюции. И не станет фанатиком, глухим к голосу науки.
Если задуматься, взгляды неверующего Мартина Риса близки к тому, о чём говорил верующий Борис Раушенбах. Наука и религия отвечают на разные проблемы человеческого существования. И конфликтовать им по большому счёту незачем. Правда, выводы из этого учёные сделали разные. Раушенбах своей жизнью доказал, что наука и религия могут вполне уживаться в сознании одного человека. У Риса религия не вызывает отторжения, но ограничивается для него сферой культуры. Музыкальный слух у него есть, он способен оценить мастерство Кембриджского хора, а мистического слуха – нет. Как истинный учёный, он не берётся рассуждать о том, чего не знает. И другим не советует.
Борис Фаликов