EN
 / Главная / Публикации / Мусор как среда обитания

Мусор как среда обитания

27.04.2011

Первый раз в Индии мне довелось побывать лет десять назад. Куда б ты ни ехал, всегда найдутся доброхоты, которые постараются испортить настроение. Нашлись они и тогда. Что касается индийской жизни, тут надо пугать завтрашнего путешественника мусором и грязью – не ошибёшься. И меня – пугали!

Надо признать, что в Индии такая проблема, действительно, есть. Особенно в крупных городах. Но вот как сами индийцы объясняют сей факт. Температура воздуха высокая, влажность – тоже, что ни брось на землю – всё спустя считанные недели растворяется в почве. Вот веками и бросали: остатки еды, обрывки материи из натуральных тканей, осколки посуды… А потом пришла западная цивилизация. С банками из-под колы и пластиковыми пакетами. Эти не разлагаются ни при каких обстоятельствах.

В итоге: народу много, банок и пакетов – ещё больше. Отсюда и горы мусора. А инфраструктуру по его уборке надо ещё создать. Заодно и менталитет сотен миллионов индийцев изменить.

Русь одной из первых завела в городах тротуары. В летописях остались по этому поводу следы. Настилы делали деревянными, опыт заимствовали у ордынцев. Бани – на каждом шагу.

Посещавшие Московию иностранцы, несмотря на традиционное для Запада высокомерие, все как один отмечали любовь русских к чистоте телесной и порядку в окружающей среде.

Это я про менталитет.

Ещё в 1669 году царь Алексей Михайлович Тишайший издал указ «О градском благополучии». В этом документе речь шла в том числе о создании службы городского хозяйства. Сын царя Алексея Пётр подкрепил отцов указ собственным – «О соблюдении чистоты и о наказании за выбрасывание сору всякого помету на улицы и переулки».

В качестве антипримера можно привести знаменитую миргородскую лужу, воспетую Николаем Гоголем. Что ж, идеальный мир недостижим, как известно. Другое дело – стремимся ли мы к нему или пассивно воспринимаем данность жизни.

Впрочем, по поводу пассивности я, пожалуй, неточен. Как можно назвать пассивным поведение соотечественников, до такой степени загадивших, например, Подмосковье, что сейчас, когда сошёл снег, обочины дорог, газоны, опушки леса внешне мало отличаются от специально отведённых под городские свалки территорий?

Не знаю, как там на правительственно-миллиардерской трассе «Рублёвка», а по остальным шоссе, выводящим потоки машин из Москвы, едешь точно по мусоропроводу. На Пасху, когда пришли к нам наконец тёплые и солнечные дни, в этом убедились сотни тысяч москвичей, рванувших на дачи.

Что поражает особенно, так это поляны мусора в местах, куда случайные люди не попадают по определению. Рука с пустым пакетом из-под сухой картошки, появляющаяся из открытого окна проезжающей по трассе машины – это тоже противно, но объяснимо ущербной логикой продукта общества потребления, именуемого человеком. Куда труднее понять, почему стали пачкать природу прямо у собственного забора? Почему мусорят там, где живут и растят детей? Менталитет меняется?

Так случилось, что я имею возможность наблюдать повседневную жизнь Балашихинского района Московской области. Не самого бедного района, надо заметить.

В 2007 году неподалёку от берега Пехорки в Балашихе на улице Ленина установили памятник дворнику. Застыл он там на гранитном постаменте надолго, видать. Потому и привести в порядок улицы и шоссе после долгой зимы уже некому. Так что ли?

Чтобы расширить эксперимент, опросил некоторых знакомых, как у них с мусором под окнами.

Москве надо отдать должное. В городе относительно чисто, газоны приобретают натуральный зелёный цвет, разделительные полосы на проезжей части начали рисовать. А вот в Волгоградской области, например, как в Балашихинском районе. Очевидец поделился.

Есть подозрение, что двумя регионами дело не ограничивается. Хотя памятники дворникам стоят уже и во Владимире, и в Белгороде, и в Уфе, и даже в Санкт-Петербурге. Почему даже? Да потому, что после историй с трёхметровыми снежными торосами на центральных улицах и пострадавшими от сосулек людьми памятник работнику городского хозяйства в Питере выглядит по меньшей мере издевательством.

Сравнения – ещё одна наша национальная забава. Мы любим вспоминать времена, когда на Руси было чисто, а в городах Западной Европы отходы текли прямо по улицам в открытых желобах. И сегодня хлебом не корми, дай клюнуть Париж за мусор, летающий по вечерам над тротуарами Елисейских полей и Латинского квартала, дай пальцем показать в сторону Неаполя, способного, того и гляди, превратиться в мусорный Везувий. С кривой усмешкой оценить запахи лондонских кварталов в Паддингтоне.

И подвести итог – мы не хуже!

Да, мы не хуже. Но и не лучше.

Сегодня в Индии строят мусоросжигательные заводы и пытаются изменить тысячелетние плохие привычки. И дай им Бог успеха. У меня другой вопрос: почему мы-то с такой горячностью бросились менять хорошие привычки?

18 апреля 1879 года московский генерал-губернатор князь Долгорукий подписал указ: «В каждом доме должен быть дворник для очередного дежурства днём и ночью на улице; домовые дворники находятся в полном подчинении местной полиции…»

Ну и так далее. Про полицию мне понравилось. Если одними уговорами не бросать окурки мимо урн не справляемся, может быть, пора и про ответственность вспомнить. Моральную, материальную, уголовную.

И для граждан, меняющих менталитет на глазах. И для руководителей на местах, превращённых при их попустительстве в отхожие.    

Михаил Быков,
Балашиха – Москва

 

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева