EN
 / Главная / Публикации / «Штандарты» как стандарты

«Штандарты» как стандарты

04.04.2011

Фрегат «Штандарт»

Названия тоже характеризуют эпоху.

Первый боевой корабль едва народившегося в России Балтийского флота Пётр I назвал «Штандарт». И ходил по морям по волнам Балтики российский государь, стало быть, на «Штандарте».

Первый отечественный автомобиль-гибрид его родитель Прохоров нарёк «Ё-мобилем». И ездил днями нынешний премьер-министр России на совещание к президенту на… да-да, с буквы, которая и не на всякой компьютерной клавиатуре имеется.

Шутим, господа, настроение себе поднимаем. Оно, конечно, правильно, без хорошего настроения в современном мире тяжко. Однако ж предки наши не ради красного словца говорили: как корабль назовёшь, так и поплывёт.
На этом и хватит про прохоровское «Ё». Лучше – о «Штандарте».

И название, и сам фрегат вспомнились неслучайно.

4 апреля 1703 года на Олонецких верфях, что на восточном берегу Ладожского озера, заложили этот корабль. С чьей-то лёгкой руки повелось, что «Штандарт» стал первым крупным русским боевым кораблём. На самом деле, построили несколько кораблей и ранее. Но Балтийский флот начался именно со «Штандарта».

Могло и иначе случиться. Еще в декабре 1702 года заложили на верфях в Сяси, это по берегу Ладоги южнее будет, 28-пушечный фрегат «Ивангород», а чуть позже – второй такой же, под обязывающим названием «Архангел Михаил».
Но по каким-то причинам строили их долго. И спустили на воду уже после того, как осенью 1703 года «Штандарт» стал флагманом Балтийского флота, командиром которого значился капитан-командор Пётр Михайлов, он же – царь Пётр.

Если черпать знания о царе Петре из беллетристики, легко может показаться, что руководил государь, подчиняясь исключительно эмоциям. О плановой экономике не помышлял. О системной модернизации не ведал.

В реальности всё было иначе. Хороший тому пример – строительство Балтийского флота. Был план, были сроки, учитывались возможности и необходимость. План выполнили за 4 года. Если «Штандарт» сошёл со стапелей в сентябре 1703-го, то к концу 1707-го флот состоял из 12 фрегатов, 10 бригантин (шняв), 6 буеров и ещё 30 единиц по мелочи. Насчитывал более 400 орудий и почти 3000 матросов и офицеров. Всё – строго по плану!

Это, как говорится, нашему министру обороны на заметку. А то я про французские корабли серии «Мистраль» уже который год слышу. То покупаем, то не покупаем, то снова покупаем. Сейчас, кажется, не покупаем…

Понимаю, современный фрегат – не то, что триста лет назад. Но мозг в головах у людей, смею надеяться, прежний. Если не больше?

Тот, петровский, фрегат служил верой и правдой, а под конец царствования Петра превратился в корабль-музей, застывший на якорях в Кронверкском канале около Петропавловской крепости в Петербурге. После смерти императора Екатерина I попыталась было привести его в порядок, но фрегат оказался настолько плох, что тросы, подведённые под днище, разрезали сгнившую древесину. Тогда царица распорядилась построить новый «Штандарт», копию прежнего. Дабы помнили! Отследить выполнение собственного указа не успела.

Но история славного имени не закончилась. В 1824 году в состав Черноморского флота вошёл 44-пушечный фрегат «Штандарт». Воевал исправно. И с турками, и вдоль Кавказской укреплённой береговой линии. Был списан и переделан в магазин в 1841 году.

В 1858 году в состав Балтийского флота включили императорскую яхту «Штандарт», созданную на стапелях французского Бордо. Многие полагают, что яхта – это нечто прогулочное, но императорские яхты строились всерьёз и вполне могли соперничать с боевыми кораблями.

Это полностью доказал четвёртый «Штандарт»-4. Императорская яхта Николая II сошла на  воду в 1894 году. Судно, длиной в 128 метров и водоизмещением в 5 с лишком тысяч тонн, «бегало» до 40 км/ч. Экипаж комплектовался из личного состава Гвардейского морского экипажа.

История этого «Штандарта» особенная. После событий 1917 года яхту, ясное дело, национализировали и… законсервировали. Правда, под новым названием – «18 марта». Лишь в середине 30-х её основательно переделали, превратили в минный заградитель и переименовали в «Марти». Под этим именем корабль и прошёл всю Великую Отечественную, в числе первых получил гвардейство весной 1942 года, встретил Победу.

Последние 13 лет жизни он назывался «Ока», служил плавучим общежитием, мишенью и ушёл «на иголки» в 1961 году.

В 1988 году по заказу Эрмитажа разрозненные документы, касающиеся первого «Штандарта», собрали вместе. Это позволило понять, как выглядел флагман Балтийского флота 300 лет назад. Понять – и приступить к постройке нового «Штандарта», но точно копирующего петровский. Киль заложили 4 ноября 1995 года, а спустили корабль на воду уже 4 сентября 1999-го.

В июне 2000 года «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства Петра Великого. И тогда, и сейчас это – учебное судно, не имеющее отношения к военно-морскому флоту. Раз в год «Штандарт» наряжается в алые паруса – для выпускного бала – и идёт по Неве во всей красе под салюты, как когда-то ходил его далёкий предок.

Как только ни названы сегодня корабли Военно-морского флота России! Есть примеры соблюдения традиций, есть удачные придумки, есть – скучные, а то и бестолковые наименования. Нынешний флот – это более 120 боевых кораблей и катеров. Сколько из них в строю, сколько в резерве или ремонте – считать не будем, а то ещё «пришьют» разглашение военной тайны. Одно не тайна: нет среди них корабля по имени «Штандарт». Хотя такая классификация боевых кораблей, как фрегат, у нас уже имеется. Русские военные моряки – народ консервативный. Их волны бизнес-стандартов в стиле постмодерн пока не накрыли.

И пусть нет пока «Штандарта», зато есть надежда, что на флоте не появится какой-нибудь большой противолодочный «Ё-корабль».

Михаил Быков

 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева