EN
 / Главная / Публикации / Жар-птица – не страус

Жар-птица – не страус

21.03.2011

В этом году День воздушного флота России приходится на 21 августа. По той причине, что в 1992 году появилось соответствующее постановление президиума Верховного совета Российской Федерации: праздник решили отмечать в третье воскресенье третьего летнего месяца.

Основание – условная привязка к двум датам. 12 августа 1912 года Николай II подписал указ о подчинении всех лётных структур армии Главному управлению Генерального штаба. В Советском Союзе День воздушного флота без видимых поводов праздновали 18 августа.

К слову, День военно-воздушных сил (ВВС) отмечают 12 августа независимо от дня недели.

Пора сказать, что автор в своём уме (пока что!) и сегодня пребывает, как и вся страна, в марте месяце. Значит, должна быть какая-то причина, заставившая вспомнить о «воздушных праздниках» именно в эти мартовские дни?

Она имеется.

21 марта 1910 года в Одессе русский лётчик Михаил Ефимов совершил первый публичный полёт над территорией России. Это ли не веская причина?

Дело было так. С самого утра на ипподроме Бегового общества собралось колоссальное количество любопытствующих. Нынче трудно сказать, сколько именно, но о масштабе события свидетельствуют такие цифры: охранять ипподром и публику прибыло более 400 полицейских чинов и 8 тысяч солдат одесского гарнизона.

Ефимов поднялся в воздух в 17 часов, сделал два круга над ипподромом и приземлился. На этом не успокоилось. Ефимов на своём «Фармане» устроил два полёта, поднимая в воздух пассажиров.

Назвать это событие случайностью никак нельзя. Да и Ефимов к тому времени уже достиг определённой известности в Европе. Сын одесского рабочего, механик по образованию, Михаил Ефимов первым из русских авиаторов получил диплом профессионального лётчика во Франции.

Чуть позже он был приглашён главным инструктором в создаваемую под Севастополем военную авиашколу, доселе известную как Качинское училище. Школу открыли поздней осенью 1910 года. В том же году, но ранее, под Петербургом, начала работу Офицерская воздухоплавательная школа. Знаменитая Гатчинская!

По современным источникам кочует тезис о том, что именно 12 августа 1912 года государь создал первую военно-воздушную воинскую часть. Этот тезис критики не выдерживает. И сейчас, и в Российской империи все военно-учебные заведения – это воинские части.

Есть ещё один повод вспомнить сегодня об отечественной авиации. Публичность первого полёта русского над Россией весной 1910 года подчёркивается не случайно.

В 1882 году на лётном поле Красного Села, где тренировались офицеры Воздухоплавательной школы, под большим секретом собрались высокие чины военного министерства и представители Русского технического общества. Рядом со специально сооружённой к событию взлётной дорожкой-настилом стояла «Жар-птица». Самолёт, изобретённый, построенный и названный так русским военно-морским офицером Александром Можайским. 57-летнему капитану I ранга лететь запретили – возраст! За штурвал однотонного аэроплана сел механик Голубев.

Почему-то в широкой периодике утверждается, что полёт прошёл неудачно. Резонно спросить: это неудача, если самолёт оторвался от земли, пролетел некоторое расстояние и, пусть и с повреждением крыла, приземлился? Даже скорость полёта успели зафиксировать – 11 метров в секунду.

Какова бы ни была дистанция, ясно, что именно Александр Можайский первым в мире убедительно доказал: можно создавать аппараты тяжелее воздуха, способные летать!

21 марта 2011 года исполняется 186 лет со дня рождения этого замечательного человека – Александра Фёдоровича Можайского.

Сын военного моряка, Можайский закончил Морской кадетский корпус, вышел гардемарином на Балтийский флот. Вплоть до 1852 года ходил на парусниках, но тут повезло – получил назначение на один из первых русских военных пароходов – «Усердный». Ещё в корпусе Можайский увлёкся инженерным делом, на «Усердном» смог изучить устройство парового двигателя. Спустя 20 лет ему этот опыт пригодится при создании самолёта.

Но прежде Можайский побывал в Японии на фрегате «Диана», где во время землетрясения корабль потерпел крушение. В 1855 году Можайский вернулся в Россию, в Петропавловск-Камчатский. Воевал в Средней Азии во время Хивинской экспедиции. Командовал паровым клипером «Всадник»…

После долгой и разнообразной офицерской службы у Можайского в 1863 году появилась возможность заняться изобретательством. Первый весомый результат этого труда он и продемонстрировал в 1882 году в Красном Селе.

Довести работу до конца Можайскому не разрешили. Окружили проект излишней секретностью, спеленали псевдополитическими соображениями. Поощрили чином контр-адмирала – и забыли.
Братья Райт сумели подняться в воздух на аэроплане «Флайер» только спустя 21 год.

Контр-адмирал Можайский к тому времени уже давно ушёл из жизни – в 1890 году. 20 марта по старому стилю.
Оно, конечно, и 21 августа – день вполне достойный. Тепло. Воскресенье. Каникулы.
Да и привыкли уже. Как к братьям Райт.

Михаил Быков

Фоторепортаж с места первого полёта братьев Райт (США) будет опубликован в Фотоальбоме на нашем портале в ближайшее время.

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева