Жар-птица – не страус
В этом году День воздушного флота России приходится на 21 августа. По той причине, что в 1992 году появилось соответствующее постановление президиума Верховного совета Российской Федерации: праздник решили отмечать в третье воскресенье третьего летнего месяца.
Основание – условная привязка к двум датам. 12 августа 1912 года Николай II подписал указ о подчинении всех лётных структур армии Главному управлению Генерального штаба. В Советском Союзе День воздушного флота без видимых поводов праздновали 18 августа.
К слову, День военно-воздушных сил (ВВС) отмечают 12 августа независимо от дня недели.
Пора сказать, что автор в своём уме (пока что!) и сегодня пребывает, как и вся страна, в марте месяце. Значит, должна быть какая-то причина, заставившая вспомнить о «воздушных праздниках» именно в эти мартовские дни?
Она имеется.
21 марта 1910 года в Одессе русский лётчик Михаил Ефимов совершил первый публичный полёт над территорией России. Это ли не веская причина?
Дело было так. С самого утра на ипподроме Бегового общества собралось колоссальное количество любопытствующих. Нынче трудно сказать, сколько именно, но о масштабе события свидетельствуют такие цифры: охранять ипподром и публику прибыло более 400 полицейских чинов и 8 тысяч солдат одесского гарнизона.
Ефимов поднялся в воздух в 17 часов, сделал два круга над ипподромом и приземлился. На этом не успокоилось. Ефимов на своём «Фармане» устроил два полёта, поднимая в воздух пассажиров.
Назвать это событие случайностью никак нельзя. Да и Ефимов к тому времени уже достиг определённой известности в Европе. Сын одесского рабочего, механик по образованию, Михаил Ефимов первым из русских авиаторов получил диплом профессионального лётчика во Франции.
Чуть позже он был приглашён главным инструктором в создаваемую под Севастополем военную авиашколу, доселе известную как Качинское училище. Школу открыли поздней осенью 1910 года. В том же году, но ранее, под Петербургом, начала работу Офицерская воздухоплавательная школа. Знаменитая Гатчинская!
По современным источникам кочует тезис о том, что именно 12 августа 1912 года государь создал первую военно-воздушную воинскую часть. Этот тезис критики не выдерживает. И сейчас, и в Российской империи все военно-учебные заведения – это воинские части.
Есть ещё один повод вспомнить сегодня об отечественной авиации. Публичность первого полёта русского над Россией весной 1910 года подчёркивается не случайно.
В 1882 году на лётном поле Красного Села, где тренировались офицеры Воздухоплавательной школы, под большим секретом собрались высокие чины военного министерства и представители Русского технического общества. Рядом со специально сооружённой к событию взлётной дорожкой-настилом стояла «Жар-птица». Самолёт, изобретённый, построенный и названный так русским военно-морским офицером Александром Можайским. 57-летнему капитану I ранга лететь запретили – возраст! За штурвал однотонного аэроплана сел механик Голубев.
Почему-то в широкой периодике утверждается, что полёт прошёл неудачно. Резонно спросить: это неудача, если самолёт оторвался от земли, пролетел некоторое расстояние и, пусть и с повреждением крыла, приземлился? Даже скорость полёта успели зафиксировать – 11 метров в секунду.
Какова бы ни была дистанция, ясно, что именно Александр Можайский первым в мире убедительно доказал: можно создавать аппараты тяжелее воздуха, способные летать!
21 марта 2011 года исполняется 186 лет со дня рождения этого замечательного человека – Александра Фёдоровича Можайского.
Сын военного моряка, Можайский закончил Морской кадетский корпус, вышел гардемарином на Балтийский флот. Вплоть до 1852 года ходил на парусниках, но тут повезло – получил назначение на один из первых русских военных пароходов – «Усердный». Ещё в корпусе Можайский увлёкся инженерным делом, на «Усердном» смог изучить устройство парового двигателя. Спустя 20 лет ему этот опыт пригодится при создании самолёта.
Но прежде Можайский побывал в Японии на фрегате «Диана», где во время землетрясения корабль потерпел крушение. В 1855 году Можайский вернулся в Россию, в Петропавловск-Камчатский. Воевал в Средней Азии во время Хивинской экспедиции. Командовал паровым клипером «Всадник»…
После долгой и разнообразной офицерской службы у Можайского в 1863 году появилась возможность заняться изобретательством. Первый весомый результат этого труда он и продемонстрировал в 1882 году в Красном Селе.
Довести работу до конца Можайскому не разрешили. Окружили проект излишней секретностью, спеленали псевдополитическими соображениями. Поощрили чином контр-адмирала – и забыли.
Братья Райт сумели подняться в воздух на аэроплане «Флайер» только спустя 21 год.
Контр-адмирал Можайский к тому времени уже давно ушёл из жизни – в 1890 году. 20 марта по старому стилю.
Оно, конечно, и 21 августа – день вполне достойный. Тепло. Воскресенье. Каникулы.
Да и привыкли уже. Как к братьям Райт.
Михаил Быков
Фоторепортаж с места первого полёта братьев Райт (США) будет опубликован в Фотоальбоме на нашем портале в ближайшее время.