EN
 / Главная / Публикации / Что не сломали эти русские!

Что не сломали эти русские!

18.03.2011

Для России Афганистан – тема особая. Как и многое другое, отношение к советскому присутствию в этой стране до сих пор разделяет людей. И если для одних война в Афганистане – это, прежде всего, интернациональная помощь и боевое братство, то для других – позорно окончившаяся интервенция. Но как бы мы ни относились к событиям тех лет, вряд ли можно упрекнуть Советский Союз во враждебности к афганскому прошлому, афганской культуре, а в конечном счёте – ко всемирному наследию. Уничтожение талибами 10 лет назад древних изваяний будд в Афганистане стало символом современного варварства. Наряду со знаменитыми злодействами прошлого, со временем этот поступок, возможно, войдёт в учебники истории. Увы, симптомов «отступления цивилизации» в последнее время становится всё больше.

В марте 2001 года талибы уничтожили два древних изваяния будд в афганской провинции Бамиан неподалёку от Кабула. Одно из них размером в 52 метра изображало будду Вайрочану, другое – поменьше –  будду Шакьямуни. Скульптуры были вырезаны в скале в VI веке нашей эры, их лица покрыты медными масками, а рясы выкрашены в белый цвет у Вайрочаны и красный у Шакьямуни. Время не пощадило ни масок, ни красок, но будды веками сохраняли свой величественный вид. Вначале талибы попытались разрушить их артиллерийским огнём – не получилось. Тогда скульптуры подорвали динамитом. Откуда такое нечеловеческое упорство?

Обычно его объясняют религиозными причинами. Ислам запрещает идолопоклонство, буддийские скульптуры раздражали мусульманских завоевателей с древних времён. Впервые повредить бамианских гигантов попытались в XI веке. Но в ту пору ещё не изобрели динамита, и урон был нанесён незначительный.

Однако талибы руководствовались не только религиозными мотивами. В стране победившего исламизма свирепствовали голод и разруха, и лидер талибов мулла Омар очень рассчитывал, что международное сообщество позаботится о его «духовно освобождённых» подданных. Между тем ООН упорно отказывала в помощи, поскольку талибы прятали у себя лидеров «Аль-Каиды». Зато, как только над статуями будд нависла угроза уничтожения, западные государства стали предлагать немалые деньги, чтобы их спасти. Это окончательно разозлило талибов – за богомерзких идолов неверные готовы заплатить миллионы, а на простых мусульман им денег жалко. Так что уничтожение идолов стало актом торжества справедливости. Мировое сообщество негодовало, а талибы праздновали символическую победу над врагами ислама. Следующую победу исламизм одержал уже на вражеской территории. Через полгода прогремели взрывы в Нью-Йорке, которые унесли тысячи жизней. В сущности, адепты бен Ладена и муллы Омара пошли по проторенной исторической тропе. Нацисты тоже начали с публичного уничтожения враждебной культуры, а потом взялись за её носителей.

Вряд ли войска НАТО вошли бы в Афганистан, если бы исламисты ограничились лишь уничтожением будд. Но, вступив в смертельную схватку с талибами, Запад не забыл и про разрушенные памятники. Почти сразу пошли разговоры о том, что неплохо было бы их восстановить. В Бамиан отправились археологи, чтобы посмотреть на месте, что можно сделать. Увы, варвары потрудились на славу. От большого будды не осталось практически ничего, куски песчаника от меньшего лежали неподалёку, но что с ними делать дальше, было непонятно. Вначале возникла идея создать на месте разрушенных будд с помощью лазерных устройств их голографические модели. Такие проекты уже осуществлялись в европейских и американских музеях. Можно было попытаться сделать это на пленэре.

Одновременно начались и археологические исследования. По свидетельству древних путешественников, буддийская культура в этих местах расцвела ещё в первые века нашей эры. Как известно, после кончины будды Шакьямуни не было принято делать его скульптур. Ограничивались изображением колеса дхармы или следом ступни Просветлённого. Статуи получили распространение на территории нынешнего Афганистана, где в древней Бактрии буддизм встретился с эллинистической культурой. Именно здесь проходил Великий шёлковый путь из Средиземноморья в Восточную Азию, и такая встреча была неизбежна. Бамианские будды – наследие тех времён. Китайский путешественник Сюань Цзянь, посетивший Бамиан в середине VII века, писал, что поклониться им стекались паломники со всей Азии, а число подвизавшихся поблизости от святынь буддийских монахов превышало 5 тысяч человек. Множество пещер, вырытых в окрестных горах, служило им жилищем. В этих пещерах были найдены остатки буддийской иконографии, а неподалёку откопали и ещё одну двадцатиметровую статую возлежащего будды.

В канун десятой годовщины уничтожения скульптур профессор Эрвин Эммерлинг из Мюнхена выступил со смелым проектом их восстановления. Вернее, одной из двух, которая пострадала меньше. Немец предложил соединить фрагменты с помощью силикона. Для этого почти полторы тысячи камней надо было сперва переправить в Мюнхен, где имелись необходимые технические средства. Впрочем, профессор не исключал и строительства небольшого предприятия в Бамиане, где можно было попытаться осуществить задуманное. Однако и в том и в другом случае проект стоил бы несметных денег.

Обсуждению судьбы бамианских будд было посвящено заседание ЮНЕСКО в начале марта в Париже. Его участников смутила не только стоимость проекта, но и то, что это будет фактически не реставрация статуи, а воссоздание её заново. Однако по правилам ЮНЕСКО такой артефакт уже не может считаться полноценным историческим памятником. Участники заседания решили, что лучше пока не воссоздавать скульптуру, а построить неподалёку музей, где будут выставлены археологические находки последних лет. В конце концов, пустые ниши в скале, где раньше стояли будды – это напоминание о том, как культура может пострадать от рук человека. А стало быть, сами по себе являются превосходным памятником.

Смена эпох в истории человечества всегда сопровождалась разрушением старых памятников. Не только мусульмане не щадили буддийские религиозные символы, античным храмам тоже не поздоровилось от рук христианских монахов. Но вместо старых возводились новые, которые воплощали смысл того, что пришло им на смену. Уничтожение будд в Бамиане разительно отличается от того, что происходило в старые времена. Исламистам не нужно создавать ничего своего, смысл их действий состоит в разрушении чужого ради запредельных идеалов. Казалось бы, такая позиция придаёт им силу. Трудно противостоять врагу, который не ценит не только земную культуру, но и саму человеческую жизнь, легко принося её в жертву. Однако на самом деле идеология тотального отрицания человеческих ценностей обнаруживает серьёзную слабость. Без их фундамента невозможно возвести сколько-нибудь прочное земное сооружение. Трагическая судьба Афганистана подтверждает это.

Борис Фаликов

 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева