EN
 / Главная / Публикации / Папа не винит евреев

Папа не винит евреев

10.03.2011

10 марта в Ватикане состоялась презентация второго тома книги Бенедикта XVI «Иисус из Назарета». Отрывки из книги были опубликованы ещё в начале месяца и вызвали сенсацию. Мировые СМИ сообщили, что Папа снял обвинения в распятии Иисуса Христа с еврейского народа. Прозвучало несколько странно, потому что на самом деле Католическая церковь заявила об этом 46 лет назад на II Ватиканском соборе. Именно тогда в 4-м разделе соборного постановления Nostra Aetate была не только снята вина за распятие Христа с еврейского народа, но и подверглись осуждению любые проявления юдофобства. Этот документ привёл к налаживанию отношений между католицизмом и иудаизмом. И позволил предшественнику Бенедикта Иоанну Павлу II публично покаяться в средневековых гонениях на евреев. Нынешний Папа лишь повторил позицию Ватикана по этому вопросу, разве что проделал это с присущим его богословским трудам блеском. Откуда же родилась сенсация?

Всё дело в том, что в последнее время в отношениях Ватикана с иудаизмом появились проблемы. Начались они после того, как Папа снял отлучение с четырёх епископов-лефевристов, членов ультраконсервативного братства Св. Пия X. Епископский сан был дарован им покойным архиепископом Марселем Лефевром, который не признал ряда решений II Ватиканского собора и ушёл в раскол. Поставлять епископов без согласия папского престола он не имел права, за что и был отлучён вместе с ними.

Жест Бенедикта, направленный на примирение с лефевристами, не был неожиданностью. С самого момента своего избрания он заявлял о намерении преодолеть раскол и даже сделал практический шаг к этому – разрешил служить мессу на латыни (Лефевр и его последователи отвергли постановление Ватикана о переводе службы на национальные языки). Однако ярые традиционалисты осуждали и диалог с другими религиями, особенно с иудаизмом. Антииудаизм по сей день имеет широкое хождение в лефевристской среде, нередко срываясь в антисемитизм. Вот и один из четырёх епископов – Ричард Уильямсон – оказался пещерным юдофобом, отвергающим существование холокоста. Точнее, убийство нескольких сотен тысяч евреев он был ещё готов признать, но уничтожение миллионов – ни в какую. Ну и газовые камеры считал полным вымыслом. Обо всём этом он и сообщил шведскому телевидению. Причём его откровения пошли в эфир практически одновременно с объявлением о папской милости.

Первыми, естественно, возмутились евреи. Главный раввинат Израиля отправил в Ватикан гневное письмо, ставя под сомнение продолжение диалога со Святым престолом. Бенедикт откликнулся быстро: холокост – воплощение зла, и отрицание его неприемлемо, но решение своё оставил без изменений. Вильямсон выразил сожаление, что причинил Папе неудобство, но слов своих назад не забрал. И маховик скандала стал раскручиваться с новой силой.
Когда к негодованию ведущих германских епископов присоединила свой голос Ангела Меркель (отрицание холокоста в Германии – уголовное преступление), Ватикан наконец опубликовал послание, где расставил все точки над i.

Во-первых, снятие отлучения – это вовсе не оправдание провинившихся епископов, а лишь первый шаг к примирению. Они по-прежнему не имеют канонической роли в церкви, пока не признают свои заблуждения. И, во-вторых, Уильямсон обязан однозначно и публично дистанцироваться от заявлений, которые радикально противоречат позиции Святого престола. В противном случае епископом ему не быть. Ведь, когда Папа проявил милость, он не знал о постыдных идеях Уильямсона.

Поведи себя Ватикан столь решительно с самого начала – скандал не обрёл бы таких масштабов. Снятие отлучения без объяснений, что за этим стоит, было воспринято не сведущей в тонкостях католических процедур публикой как триумфальное возвращение нераскаявшихся раскольников в лоно церкви. И, следовательно, историческая победа Лефевра со товарищи. А тут подоспел Уильямсон со своими разоблачениями. То, что случилось дальше, совсем неудивительно – хорош же Папа, который якшается с дремучими антисемитами, да ещё распахивает перед ними дверь в церковь. Безусловно, Бенедикта XVI подвела пресс-служба. Но ещё больше отличилась папская комиссия, ответственная за работу с лефевристами, под началом кардинала Дарио Кастрильона Ойоса. Тот даже не удосужился проконсультироваться с курирующим отношения с иудеями кардиналом Вальтером Каспером. Впрочем, достаточно было заглянуть в Интернет и выяснить, что помилованный епископ не сомневался, к примеру, в подлинности «Протоколов сионских мудрецов». И сочувствовал одному из главных отрицателей холокоста Эрнсту Зунделю.

На исправление всех этих оплошностей ушло немало времени. Казалось бы, сейчас отношения с иудаизмом более или менее наладились. Папа съездил в Иерусалим, где ещё раз подчеркнул, что отрицание холокоста неприемлемо. Но реакция на новый том его книги показывает, что в сознании широкой публики Ватикан по-прежнему ассоциируется с антииудаизмом. И слова Бенедикта о том, что вина за распятие Иисуса ни в коем случае не должна возлагаться на еврейский народ в целом, воспринимаются как сенсация.

Между тем в новом томе «Иисуса из Назарета» не только подтверждается официальная позиция Ватикана по иудаизму. Толкование евангельских событий в устах Бенедикта нередко звучит удивительно современно. Например, подвергая богословскому анализу встречу Иисуса с Понтием Пилатом, Папа рассуждает о том, как политическая теория трактует понятие истины. Она не склонна считать её структурной категорией и относит к сфере субъективного. Но когда истина теряет объективное значение, справедливость становится заложником спорных политических решений. И поныне власти предержащие нередко повторяют ошибку Пилата, который скептически отнёсся к словам Иисуса об истине и принял прагматическое решение о его судьбе, отталкиваясь от сугубо политических реалий эпохи. История рассудила не в пользу прокуратора Иудеи. Вот и в наше время крушение тоталитарных режимов, основанных на лжи, было вызвано, прежде всего, стремлением людей к истине, заключает Папа.

Книга Бенедикта писалась до последних событий на арабском Востоке, но его рассуждения о том, что далеко не всё в политике решает грубая сила, звучат весьма актуально после того, что там произошло.

Борис Фаликов

 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева