EN
 / Главная / Публикации / Непонятные юбилеи

Непонятные юбилеи

09.02.2011

Страсть праздновать юбилеи, овладевшая отечественными начальниками в середине 2000-х годов, в основном проходит. Выискивание дат и поводов для пышных торжеств уже перестало быть важнейшей задачей пропагандистских служб регионального и федерального уровня, да и бюджеты на такие мероприятия выделяют уже не такие, как прежде. Но как назло, именно в этом году подходят новые юбилейные даты, с которыми надо что-то делать.

В один и тот же год исполняется 80 лет со дня рождения первого президента России Бориса Ельцина и 20 лет с подписания им Беловежских соглашений, положивших конец существованию Советского Союза. Ну и, конечно, можно вспомнить августовский путч того же 1991 года. Все эти события имеют прямое отношение к формированию ныне действующего российского государства.

Увы, в отличие от большинства стран, где моментом рождения государственности принято гордиться, у нас в стране он вызывает, по меньшей мере, смешанные чувства. В этом плане единственным аналогом могут быть общества Центральной Европы. В Австрии никогда не считали распад Австро-Венгрии поводом для праздничных торжеств, да и в Венгрии тоже. Но в России есть немало людей, которые распад СССР склонны считать выдающимся историческим достижением. Людей, считающих иначе, во много раз больше. Но проблема в том, что именно первые, а не вторые пользуются наибольшим влиянием в средствах массовой информации и в сфере идеологии. В то же время полностью игнорировать настроения подавляющего большинства невозможно, да и опасно. В итоге, вопрос о возможных юбилейных торжествах превращается из приятного в крайне болезненный.

Поскольку юбилей Ельцина, которому 1 февраля исполнилось бы 80 лет, случился по календарю первым, то отношение к нему властей можно считать своеобразной попыткой выработать новый подход ко всему комплексу событий 1991-1993 года, придав им позитивное, а не трагическое или негативное звучание.

Установлен памятник Борису Ельцину в Екатеринбурге, действующий президент произносит речь о заслугах своего предшественника, центральное телевидение показывает фильм, где гражданам России напоминают, что их первый президент до того, как стать самым непопулярным человеком в стране, вызывал когда-то симпатии масс, а миллионы людей совершенно искренне поддерживали и голосовали за него. Беда в том, что воспоминание об этих совершенно реальных фактах у большинства россиян сегодня вызывает не потребность в позитивном переосмыслении недавнего прошлого, а лишь острое чувство стыда.

Впрочем, Ельцин, получивший в 1989-1991 годах массовую поддержку народа, был совсем не таким, каким мы его запомнили. И дело не только в том, что многочисленные анекдотические истории, связанные со злоупотреблением алкоголем, неадекватным поведением на публике, позорными поражениями государства и коррупционными скандалами вокруг президентской «семьи» относятся к более позднему периоду. Дело даже не в перевороте 1993 года, расстреле парламента, фальсификации выборов и попытках введения цензуры, что, честно говоря, плохо вяжется с образом борца за свободу и демократию, каким пытаются представить первого президента России его либеральные поклонники. Главная историческая проблема, связанная с фигурой Ельцина, состоит в том, что массовую поддержку он завоевал в качестве политика, отстаивавшего принципы и ценности, прямо противоположные тем, которые он проводил в жизнь за время своего пребывания у власти.

Ельцин поздних 80-х – это борец с привилегиями, поборник равенства, популист, вызывающий тревогу у либералов и западников, предпочитающих ему гораздо более понятную и предсказуемую фигуру Михаила Горбачёва. Мобилизация сторонников Ельцина происходила под лозунгами социальной справедливости, причём многие из участников массовых митингов 1989 года искренне утверждали, что «Ельцин – это Ленин сегодня». Увидев такой плакат в Лужниках, кто-то из молодых активистов Московского народного фронта съязвил: «И Сталин завтра».

Шутка оказалась пророческой, но лишь до известной степени. Ельцин, конечно, не стал и не мог стать вторым Сталиным, но он охотно использовал вполне сталинистские методы, не стесняясь открытого применения силы против инакомыслящих и политических противников. Только делалось это во имя приватизации и внедрения в России либеральной экономики. Капитализм восстанавливался вполне сталинистскими методами. Да и никакими иными методами этого сделать было бы нельзя. И не только потому, что новая элита вышла из старой номенклатуры, но и потому, что подавляющее большинство народа было против этого курса.

Политики часто обманывают избирателей, но редко – так радикально. И всё же Ельцина меньше всего следовало бы назвать обманщиком. Он проделывал некую идейную эволюцию вместе со своим окружением, превращавшимся в новую олигархию. В своей эволюции он был по-своему искренним. Но вот незадача, эта идейная эволюция не освобождала его как политика от публичных обязательств, данных собственным сторонникам, всё больше противопоставляя президента и его круг массам людей, приведших их к власти. То, что для кремлёвских начальников может считаться добросовестным пересмотром собственных взглядов и подходов, по отношению к большинству народа обернулось беспрецедентным и чудовищным обманом, а затем насилием.

В массовом сознании первый президент России остался чем-то вроде гаммельнского крысолова, с той лишь разницей, что всё это происходило не в страшной сказке, а наяву. Но и многомиллионный народ, ставший его жертвой, всё-таки сам должен отвечать за свою судьбу, а потому воспоминание о событиях начала 1990-х неизбежно вызывает у людей не только горечь и боль, но также смущение и стыд. Парадоксальным образом именно эти чувства делают невозможным успех любых попыток реабилитации Ельцина и его эпохи в массовом сознании. Обиду и даже обман мы можем простить другим, но унижение и позор никогда не простим себе, даже если нам самим этого хочется.

В этом смысле попытки придать юбилейный лоск воспоминаниям о 1991 годе не только обречены на неудачу, но скорее всего, окажутся для общества нравственным раздражителем. Напоминать современной России про те события так же бестактно, как напоминать незаконнорожденному о его происхождении. Как говорилось в одном из рекламных лозунгов прошлого десятилетия, «иногда лучше жевать, чем говорить».

Борис Кагарлицкий

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева