EN
 / Главная / Публикации / Исламизм или демократия?

Исламизм или демократия?

05.02.2011

События в Египте вызвали в мире противоречивые отклики. Никто не спорит, что авторитарный режим Мубарака завёл страну в тупик. Экономика топчется на месте, разрыв между богатыми и бедными растёт, уровень коррупции и произвол чиновников поражают воображение. Но Хосни Мубарак сумел удержать страну от угрозы исламизма. То, что он в течение 30 лет успешно боролся с одной из самых влиятельных исламистских организаций Ближнего Востока – «Братьями-мусульманами», ставится ему в заслугу. Не придут ли они к власти, когда уйдёт Мубарак? Подобные опасения высказывает не только израильский премьер Бенджамин Нетаньяху, но и бывший британский премьер Тони Блэр. Не станет ли египетская революция аналогом «зелёной революции» в Иране со всеми вытекающими последствиями не только для Ближнего Востока, но и всего мира?

«Мусульманское братство» было создано в Египте ещё в 1928 году. Его основатель Хасан аль-Бана мечтал о создании исламского государства, которое жило бы строго по законам шариата. Однако этим целям не суждено было осуществиться. Жестокие преследования египетских властей загнали партию в подполье (аль-Бана был убит вскоре после Второй мировой войны), и идеология «Братьев» претерпела изменения. Теперь они считают, что прежде чем основать истинно исламское государство, надо воспитать настоящих мусульман. Поэтому и распространяют свою идеологию через социальную работу, создавая сеть школ, больниц и благотворительных организаций. Однако изменилась тактика, но не стратегия. Как и «Аль-Каида», «Братья» по-прежнему мечтают о создании халифата, основанного на незыблемом шариате.

Популярность «Братьев» в Египте велика. Хотя сама партия и запрещена, её члены принимают участие в политической жизни на индивидуальном уровне. На выборах 2005 года им удалось получить 88 мест в парламенте. Поэтому на последних выборах 2010 года власти сделали всё возможное, чтобы исламисты не повторили свой успех. Между тем, по разным оценкам, их поддерживает значительная часть населения. Отсюда страхи. После ухода Мубарака «Братья» не преминут опереться на поддержку народа и придут к власти демократическим путём. А там уж покажут своё истинное лицо. И мало никому не покажется. Ведь их стратегическая задача – создание исламского государства – осталась прежней.

Насколько обоснованы подобные страхи? Начать с того, что «Братья» давно уже не являются паравоенной организацией и настаивают на своей приверженности парламентским методам. За это они не раз подвергались язвительной критике со стороны «Аль-Каиды», обвинявшей их в мягкотелости и предательстве старых идеалов. Почему они должны отказаться от этих методов после ухода Мубарака? Ведь серьёзнейшие экономические проблемы Египта на первых порах только усугубятся, и если «Братья» хотят сохранить поддержку населения, им также придётся сосредоточиться на их решении. Волей неволей мечты о шариатском государстве отодвинутся в будущее. Их поведение во время уличных протестов, которые начали вовсе не они, а молодые сторонники светской демократии, выдаёт большую осторожность. «Братья» не возражали против выдвижения общим кандидатом от оппозиции бывшего руководителя МАГАТЭ, лауреата Нобелевской премии мира Мухаммеда аль-Барадеи. Вряд ли приверженность получившего образование в США международного чиновника принципам светской демократии вызывает у них большой восторг. Однако прагматические соображения победили – «Братья-мусульмане» вполне отдают себе отчёт в том, что если начнут действовать в одиночку, то ещё больше напугают Запад. А без его экономической поддержки новому Египту не обойтись. Они научились компромиссам в условиях политических преследований, почему бы не воспользоваться этим полезным навыком при новых демократических порядках?

Экономика экономикой, но есть и другой фактор, позволяющий надеяться, что Египет не повторит судьбу Ирана. Он имеет историко-культурный характер. Шах и поддерживающая его аристократия настаивали на персидских истоках иранской культуры. Поэтому противостояние между иранской элитой и шиитским духовенством носило непримиримый характер, аятолла Хомейни обвинял Мохаммеда Резу Пехлеви и его приспешников в попрании веры. Никакой компромисс между светской культурой и исламом в ту пору в Иране был невозможен. В Египте культурная ситуация совершенно иная. Мубарак никогда не выступал против ислама как такового. Он боролся с «Братьями-мусульманами», но поддерживал умеренный ислам салафитского толка, не преследовавший политических целей. Поэтому и позволял исламистам заниматься социальной работой, когда они не угрожали напрямую его режиму. Умеренный ислам исповедует и большинство из тех, кто выступает против Мубарака. Аль-Барадеи прежде чем примкнуть к протестующим каирцам, побывал на пятничном намазе. Отношения между сторонниками светской демократии и «Братьями-мусульманами» не несут на себе печать непримиримого антагонизма. Есть вероятность, что они будут мирно конкурировать в будущем парламенте, если, конечно, «Братья» не решат тряхнуть боевым прошлым.

А этого нельзя исключить. Геополитическая ситуация в регионе крайне нестабильна. В Ливане с приходом нового премьера Наджиба Микати усилила свои позиции «Хезболла», ХАМАС продолжает набирать политические очки в противостоянии с Махмудом Аббасом, который никак не может достичь договорённости с Израилем. Последний лишается своего главного союзника в лице Мубарака, ослабли и позиции другого партнёра – иорданского короля Абдаллы, который, опасаясь повторения египетского сценария, отправил в отставку правительство. У исламистов может возникнуть надежда, что теперь они наконец-то смогут разобраться с Израилем с позиции силы. В 2009 году на сайте «Братьев-мусульман» был опубликован проект политической программы, в котором говорилось, что они пересмотрят мирный договор с Израилем, если придут к власти. Тогда это выглядело как пустая угроза, ничто не предвещало конец правления Мубарака. Сейчас эта угроза может обрести реальную жизнь. Сумеют ли «Братья-мусульмане» удержаться от искушения разыграть антиизраильскую карту – сказать сложно. А это неизбежно приведёт к их радикализации.

Ближний Восток на пороге больших перемен. От того, как будут развиваться события в Египте, зависит многое. Смогут ли «Братья-мусульмане» ужиться со светской демократией (если таковая придёт на смену прежней власти) и эволюционировать в сторону умеренности и прагматизма? Или совладать с ними можно лишь авторитарными мерами, и надежда на их мирную трансформацию – пустая иллюзия?

Борис Фаликов

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева