Об орлах и звёздах
Терпения у товарища Сталина хватило на 18 лет. Неполных. Почти весь этот срок ходил он на работу в Кремль, не поднимая глаз. Потому как поднимешь ненароком, а перед глазами в небе двуглавые орлы. Да, те самые, на Спасской, Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях. Тяжёлое царское наследие. Сидят себе, глупые птицы, и улетать не собираются.
Вождь пролетариата товарищ Ульянов-Ленин по этому поводу шибко нервничал, замечания делал, но коллеги-партийцы всё никак не могли собраться с мыслями, силами и средствами. И прогнать проклятых пернатых из цитадели коммунизма во тьму прошлых веков.
Решающее постановление партии и правительства вышло 23 августа 1935 года. То есть аккурат 75 лет назад. Суть документа проста: орлов удалить, а на их место водрузить звёзды.
К тому времени товарищ Троцкий был уже в полной опале и за рубежами. А то бы, глядишь, настоял на собственном виде древнего пятилучевого символа. Именно он, Лейба Давидович Бронштейн, ещё весной 1918 года, озаботившись символикой нарождающейся Красной армии, подписал к исполнению проект, согласно которому звезда стояла на одном луче, а вверх смотрела двумя.
Для справки: именно такое расположение пентаграммы со времён мрачного средневековья олицетворяет нечистую силу и в чернокнижии именуется весьма мило – «Рога козла».
Ну да, «Козел» с ним, с Троцким. Он много чего любопытного пытался внедрить на Руси. Остальные оказались погибче и вскоре звезду вернули в её современное положение. Лишь на первых орденах «Красное знамя» она сохранилась в варианте Троцкого.
Ну а осенью 1935-го звёзды воцарились и над Кремлём. Всё встало на свои места. Правда, первые звёзды были из металла и обсыпаны уральскими самоцветами. Но спустя два года выяснилось, что это не наш стиль. Да и выбранная технология оказалась неудачной. И звёзды заменили на те, что привычно светят нам сквозь рубиновое стекло вот уже столько лет.
Никаких авторских прав у ВКП(б)/КПСС на этот символ нет. Потому как пятиконечная звезда появилась тогда, когда не было не только Коммунистического манифеста Маркса, но и Германии, в которой он родился. След звезды тянется в шумеро-аккадскую эпоху, в Вавилон, оттуда – к финикийской Астарте, далее – к царю Соломону. Он, царь Иерусалимский, приказал, по одной из версий, поместить пентаграмму на собственной печати. Соломон предложил нам не только звезду, но и Каббалу, а это заставляет о многом задуматься.
Далее пятиконечный символ путешествовал по миру. Посетил Древнюю Грецию, Галлию, британских кельтов. Прочно укоренился в западноевропейской культуре – довольно вспомнить «золотое сечение» да Винчи. Понравился Братству вольных каменщиков. Влюбил в себя лидеров Великой Французской революции. И если до Марата и Дантона в Европе его толковали как знак защиты от внешней угрозы, то последние понимали как олицетворение бога войны Марса.
Вплоть до XIX века Россия с этим символом не дружила. Да и узнала его благодаря увлечению императора Николая Первого французским стилем военной формы. Так, на эполетах русских офицеров появились золотые звёздочки. Этим заимствование и ограничилось.
Как объяснить вспыхнувшую любовь к пятилучевой звезде в 1918 году? Может быть, поможет цитата из товарища Когана, близкого соратника уже поминавшегося Лейбы Давыдовича: «Символ еврейства, веками борющегося против капитализма, стал и символом русского пролетариата, что видно хотя бы в установлении “Красной пятиугольной звезды”… С ним победа, с ним смерть паразитам-буржуям».
Интересно, что по этому поводу сказали бы Ротшильды и Рокфеллеры? Но не это главное.
Ради чего, спрашивается, вообще этот разговор? Как известно, в этом году завершились работы по поиску на Спасской и Никольской башнях Кремля, казалось, навсегда потерянных надвратных икон – Спаса и Николы Можайского. Иконы удалось обнаружить под слоем сетки-рабицы и штукатурки. Теперь их реставрируют.
Не знаю, что в государстве Российском должно случиться, чтобы надвратные иконы в ближайшем будущем не открылись бы миру на своих исконных местах. А коли так, то возникнет следующая ситуация. Выше всех – национальный бело-сине-красный флаг России над резиденцией Президента страны. Тот самый, что был отменён в качестве государственного флага товарищем Свердловым опять-таки в 1918 году. Вокруг флага по кремлёвской стене – шесть рубиновых звёзд, при абстрактном восприятии, безусловно, красивых. Ну а если в контексте? Под двумя звёздами – на Спасской и Никольской башнях – надвратные иконы Спасителя и Николая Чудотворца, которые вкупе с Небесными силами и всеми святыми были «отменены» советской властью опять-таки после Октябрьских событий 1917 года. А между Спасской и Никольской, как раз под государственным русским стягом – усечённая пирамида с надписью на фронтоне: «Ленин». Да, ещё – в перспективе видны кресты Ивана Великого и кремлёвских храмов на Соборной площади.
Вот это и есть настоящее примирение! И пусть после этого нас кто-то в Европе упрекнёт в недостатке толерантности. Им бы у нас поучиться!
Говорят, что кремлёвские звёзды гасили только один раз. В конце 90-х годов прошлого века Михалков снимал в Кремле «Сибирского цирюльника». Император Александр III и революционные символы ну никак не монтировались в кадре.
Михаил Быков