EN
 / Главная / Публикации / Об орлах и звёздах

Об орлах и звёздах

23.08.2010

Терпения у товарища Сталина хватило на 18 лет. Неполных. Почти весь этот срок ходил он на работу в Кремль, не поднимая глаз. Потому как поднимешь ненароком, а перед глазами в небе двуглавые орлы. Да, те самые, на Спасской, Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях. Тяжёлое царское наследие. Сидят себе, глупые птицы, и улетать не собираются.

Вождь пролетариата товарищ Ульянов-Ленин по этому поводу шибко нервничал, замечания делал, но коллеги-партийцы всё никак не могли собраться с мыслями, силами и средствами. И прогнать проклятых пернатых из цитадели коммунизма во тьму прошлых веков.

Решающее постановление партии и правительства вышло 23 августа 1935 года. То есть аккурат 75 лет назад. Суть документа проста: орлов удалить, а на их место водрузить звёзды.

К тому времени товарищ Троцкий был уже в полной опале и за рубежами. А то бы, глядишь, настоял на собственном виде древнего пятилучевого символа. Именно он, Лейба Давидович Бронштейн, ещё весной 1918 года, озаботившись символикой нарождающейся Красной армии, подписал к исполнению проект, согласно которому звезда стояла на одном луче, а вверх смотрела двумя.

Для справки: именно такое расположение пентаграммы со времён мрачного средневековья олицетворяет нечистую силу и в чернокнижии именуется весьма мило – «Рога козла».

Ну да, «Козел» с ним, с Троцким. Он много чего любопытного пытался внедрить на Руси. Остальные оказались погибче и вскоре звезду вернули в её современное положение. Лишь на первых орденах «Красное знамя» она сохранилась в варианте Троцкого.

Ну а осенью 1935-го звёзды воцарились и над Кремлём. Всё встало на свои места. Правда, первые звёзды были из металла и обсыпаны уральскими самоцветами. Но спустя два года выяснилось, что это не наш стиль. Да и выбранная технология оказалась неудачной. И звёзды заменили на те, что привычно светят нам сквозь рубиновое стекло вот уже столько лет.

Никаких авторских прав у ВКП(б)/КПСС на этот символ нет. Потому как пятиконечная звезда появилась тогда, когда не было не только Коммунистического манифеста Маркса, но и Германии, в которой он родился. След звезды тянется в шумеро-аккадскую эпоху, в Вавилон, оттуда – к финикийской Астарте, далее – к царю Соломону. Он, царь Иерусалимский, приказал, по одной из версий, поместить пентаграмму на собственной печати. Соломон предложил нам не только звезду, но и Каббалу, а это заставляет о многом задуматься.

Далее пятиконечный символ путешествовал по миру. Посетил Древнюю Грецию, Галлию, британских кельтов. Прочно укоренился в западноевропейской культуре – довольно вспомнить «золотое сечение» да Винчи. Понравился Братству вольных каменщиков. Влюбил в себя лидеров Великой Французской революции. И если до Марата и Дантона в Европе его толковали как знак защиты от внешней угрозы, то последние понимали как олицетворение бога войны Марса.

Вплоть до XIX века Россия с этим символом не дружила. Да и узнала его благодаря увлечению императора Николая Первого французским стилем военной формы. Так, на эполетах русских офицеров появились золотые звёздочки. Этим заимствование и ограничилось.

Как объяснить вспыхнувшую любовь к пятилучевой звезде в 1918 году? Может быть, поможет цитата из товарища Когана, близкого соратника уже поминавшегося Лейбы Давыдовича: «Символ еврейства, веками борющегося против капитализма, стал и символом русского пролетариата, что видно хотя бы в установлении “Красной пятиугольной звезды”… С ним победа, с ним смерть паразитам-буржуям».

Интересно, что по этому поводу сказали бы Ротшильды и Рокфеллеры? Но не это главное.

Ради чего, спрашивается, вообще этот разговор? Как известно, в этом году завершились работы по поиску на Спасской и Никольской башнях Кремля, казалось, навсегда потерянных надвратных икон – Спаса и Николы Можайского. Иконы удалось обнаружить под слоем сетки-рабицы и штукатурки. Теперь их реставрируют.

Не знаю, что в государстве Российском должно случиться, чтобы надвратные иконы в ближайшем будущем не открылись бы миру на своих исконных местах. А коли так, то возникнет следующая ситуация. Выше всех – национальный бело-сине-красный флаг России над резиденцией Президента страны. Тот самый, что был отменён в качестве государственного флага товарищем Свердловым опять-таки в 1918 году. Вокруг флага по кремлёвской стене – шесть рубиновых звёзд, при абстрактном восприятии, безусловно, красивых. Ну а если в контексте? Под двумя звёздами – на Спасской и Никольской башнях – надвратные иконы Спасителя и Николая Чудотворца, которые вкупе с Небесными силами и всеми святыми были «отменены» советской властью опять-таки после Октябрьских событий 1917 года. А между Спасской и Никольской, как раз под государственным русским стягом – усечённая пирамида с надписью на фронтоне: «Ленин». Да, ещё – в перспективе видны кресты Ивана Великого и кремлёвских храмов на Соборной площади.

Вот это и есть настоящее примирение! И пусть после этого нас кто-то в Европе упрекнёт в недостатке толерантности. Им бы у нас поучиться!

Говорят, что кремлёвские звёзды гасили только один раз. В конце 90-х годов прошлого века Михалков снимал в Кремле «Сибирского цирюльника». Император Александр III и революционные символы ну никак не монтировались в кадре.

Михаил Быков

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В Институте востоковедения РАН прошла XV Международная конференция «Диаспоры Востока и России: прошлое и настоящее». В ней приняли участие более 30 учёных из 11 городов России, зарубежные гости из Казахстана, Израиля, Пакистана, Турции и Узбекистана.
На недавно состоявшемся в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) 7-м Вечере поэтической декламации «Я помню чудное мгновенье» и 2-м Конкурсе чтецов русской классической поэзии среди студентов пекинских университетов участники мероприятия эмоционально исполнили классические русские стихотворения, вызвав бурные аплодисменты.
Жарить шашлык нужно на тлеющих углях. Это правило известно многим. А вот как правильно поставить ударение в различных формах слова «уголь», знают далеко не все. Поищем ответы в авторитетных справочниках.
Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
В Российском совете по международным делам готовится к выходу обновлённый учебник по публичной дипломатии, в котором появилась новая глава о соотечественниках. Автор учебника Наталья Бурлинова считает, что соотечественники за последние годы стали очень активными субъектами международных отношений России с другими странами.
В Париже впервые прошёл показ фильмов-лауреатов Международного кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова, организованный при поддержке фонда «Русский мир». Президент Фонда Вячеслава Тихонова кинопродюсер Анна Тихонова рассказала, как, несмотря на все препятствия, удалось провести фестиваль и показать лучшие современные российские фильмы.
Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Цветаева