EN
 / Главная / Публикации / Хулиганствующий парадоксалист: Пётр Фоменко отмечает юбилей

Хулиганствующий парадоксалист: Пётр Фоменко отмечает юбилей

13.07.2012

Вечное сомнение и вечный поиск. Если он говорит «да», то затем неизменно следует «но». Пётр Фоменко, руководитель знаменитой мастерской, мыслит нестандартно, любит взрывать ситуацию, непредсказуемо её разворачивать. Отчисленный некогда из Школы-студии МХАТ за «хулиганство», сегодня он – живое оправдание системы Станиславского и хранитель театра, чей репертуар держится на русской классике. Что, впрочем, не отменяет хулиганства. Один из самых влиятельных деятелей современного русского театра отмечает сегодня своё восьмидесятилетие. Отмечает, как привык, без интервью и пафосных речей.

Непредсказуемый, парадоксальный, ни да, ни нет не говорит, вместо точек ставит отточие, улыбку прячет в грозных усах. Пётр Фоменко – мастер непрямых путей. В театр пришёл из музыки: до Школы-студии МХАТ и ГИТИСа окончил и Гнесинский институт, и училище Ипполитова-Иванова по классу скрипки. Теперь его спектакли называют лирическими симфониями и признают: режиссирует, как дирижирует, по законам музыкальной драматургии.

Его оркестр – «фоменки». Словно брызги шампанского или воздушные шары – яблоко от яблони… Ученики своего мастера. От него усвоили эту игру: лёгкость, лукавство, волшебство – чистая театральная энергия. Сам он зовёт её самокритично «энергия заблуждения». Способна творить чудеса.

– Бывают моменты, когда вдруг появляется возможность вместе с ним полетать, – говорит заслуженная артистка России Ксения Кутепова.

В основе фирменной «фоменковской» лёгкости – кропотливая работа с текстом: читают здесь годами, нащупывают интонацию.

– Каждой буковке, каждому слову – большое внимание, – объясняет заслуженная артистка России Мадлен Джабраилова.

На основе этих разборов Пётр Фоменко и создаёт свой режиссёрский «замес». Живая субстанция – вроде закваски – актёры пекут на ней свой хлеб десятилетиями.

– Фоменко видит в театре нечто большее, чем грандиозную изысканную забаву, в его спектаклях есть это – грандиозная изысканная забава», – говорит театровед Алексей Бартошевич.

Такую свою мастерскую, где играют и ставят его ученики, Пётр Фоменко обрёл только к шестидесяти. А до того слыл неустойчивым гением. Его «Смерть Тарелкина» в Театре Маяковского закрыли по цензурным соображениям: десять лет в Ленинграде, два сезона в Тбилиси. Психологизм, крупные планы и работа актёра с текстом от автора – всё это Фоменко отрабатывал на телевидении, в спектаклях по Пушкину и Толстому. Здесь в его орбиту попали и Олег Янковский, и Леонид Филатов, и Александр Калягин, и Маргарита Терехова.

– Он мне сказал как-то, а я потом долго думал над этим советом. «Делай сентиментальней, не бойся сантиментов», – вспоминает народный артист СССР Марк Захаров.

Сам Пётр Наумович в этом смысле бесстрашен, потому на его спектаклях каждый вспомнит и о детстве своём, и о первой любви. Любят, плачут и умиляются и в фильмах режиссёра Фоменко. Увы, их всего три. «На всю оставшуюся жизнь», «Поездки на старом автомобиле» и «Почти смешная история».

В любой работе Петра Фоменко можно найти прекрасную «козу». Он никогда не забывает, какое это, в сущности, легкомыслие – лицедейство.

– Задание даётся такое: это должно быть сыграно нежно, но с легким идиотизмом. Совершенно серьёзно говорит он. Театр без идиотизма не существует», – говорит народная артистка РСФСР Людмила Максакова.

Людмила Максакова жалуется – это Пётр Наумыч заразил её тоской по театральному совершенству. В 93-м году поставил в буфере Театра Вахтангова своё хулиганское «Без вины виноватые», получил Госпремию и премию Станиславского, признан народным. В том же году открыл свой театр. И началось всеобщее признание режиссёра Фоменко гением. За последние десять лет его театр отпраздновал новоселье, в рост пошло уже четвёртое поколение «фоменок», а их мастер поднаторел в искусстве избегать докучливой славы, чтобы оставалось время пестовать учеников и хранить верность любимым авторам – Пушкину и Толстому, Островскому и Чехову, Юлию Киму и Борису Вахтину. Ставить, как прежде, с азартом и верить в то, чему учит.

Источник: телеканал «Культура»

Также по теме

Новые публикации

В Институте востоковедения РАН прошла XV Международная конференция «Диаспоры Востока и России: прошлое и настоящее». В ней приняли участие более 30 учёных из 11 городов России, зарубежные гости из Казахстана, Израиля, Пакистана, Турции и Узбекистана.
На недавно состоявшемся в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) 7-м Вечере поэтической декламации «Я помню чудное мгновенье» и 2-м Конкурсе чтецов русской классической поэзии среди студентов пекинских университетов участники мероприятия эмоционально исполнили классические русские стихотворения, вызвав бурные аплодисменты.
Жарить шашлык нужно на тлеющих углях. Это правило известно многим. А вот как правильно поставить ударение в различных формах слова «уголь», знают далеко не все. Поищем ответы в авторитетных справочниках.
Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
В Российском совете по международным делам готовится к выходу обновлённый учебник по публичной дипломатии, в котором появилась новая глава о соотечественниках. Автор учебника Наталья Бурлинова считает, что соотечественники за последние годы стали очень активными субъектами международных отношений России с другими странами.
В Париже впервые прошёл показ фильмов-лауреатов Международного кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова, организованный при поддержке фонда «Русский мир». Президент Фонда Вячеслава Тихонова кинопродюсер Анна Тихонова рассказала, как, несмотря на все препятствия, удалось провести фестиваль и показать лучшие современные российские фильмы.
Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Цветаева