Самый главный пасхальный обычай
Все мы вроде бы знаем о «бытовых» пасхальных обычаях: испечь кулич, приготовить пасху, покрасить яйца, похристосоваться. Кто-то ходит освящать куличи и яйца в церковь, кто-то – нет, кто-то постился, а кто-то не стал, но обычай пасхальной трапезы соблюдают почти все. На Руси Пасха считалась главным днём года, днём великой радости. В такой день и погода должна быть хорошей, да и умирать легко. И вся следующая неделя после Пасхи считается праздничной – недаром же она зовётся Светлой седмицей.
Среди множества примет и обычаев, связанных в народе с Пасхой, большая часть забыта. Они связаны с определённым жизненным укладом и сейчас могут занимать разве что этнографов и любителей русской старины. Но один русский обычай забыт совершенно несправедливо. Речь о делах милосердия, не только к людям, но даже и к животным. Впрочем, проявлять милость к слабым и падшим не поздно никогда.
Русские цари в этот день всегда посещали тюрьмы и темницы, миловали и одаряли заключённых. Этот обычай «пасхального прощения», ведущий начало ещё с ветхозаветных времён, утверждён был у христиан в 367 году при императоре Валентиниане.
По свидетельству Иоанна Златоуста, в этот день рассылались императорские рескрипты об освобождении заключённых в темницах. Совершалось это не просто так, а в подражание Иисусу Христу, освободившему всех грешников из ада.
Русские цари также следовали этому благочестивому обычаю. Известны воспоминания современников о том, как, например, Алексей Михайлович никогда не пренебрегал этой традицией.
Посещая Вознесенский монастырь царь нередко проходил оттуда в Каменный застенок у Спасских ворот и жаловал там раненых и нищих. 10 апреля 1664 года – в годы войны с Речью Посполитой – Алексей Михайлович пожаловал на Английском дворе пленным полякам, немцам и черкасам, то есть украинским казакам, а также и колодникам (всего 427 человек), каждому чекмень, рубашку и порты и потом приказал накормить их. В это же время в покоях царицы кормили нищих и богомольцев.
Здесь надо сделать короткое пояснение. Дело в том, что как наказание тюрьма в России стала применяться только с 1550 года. С 1560 года впервые было запрещено устраивать подземные остроги. Но характер содержания наказуемых был совершенно другой. «В то время правительство ни одежды, ни пищи не отпускало колодникам. Их снабжали как и чем могли их родственники, а безродные, скованные по два, ходили поочередно, со сторожами, по торгам и дворам за милостынею, и ею довольствовались. Этот патриархальный способ содержания колодников долго считался правильным и успешно практиковался, преимущественно потому, что простодушные и религиозные предки наши, начиная от царей и кончая простолюдинами, охотно подавали колодникам милостыню в надежде получить за это на том свете отпущения части своих грехов», – писал В. Никитин в 1880 году.
Такая тяжёлая жизнь колодников начала изменяться именно в царствование «тишайшего» Алексея Михайловича.
Пасхальная традиция милосердия усердно соблюдалась и в народе, как у простых людей, так и у привилегированных. Например, в этот день было принято отпускать на волю крепостных. Именно так, к слову, был отпущен знаменитый русский портретист Василий Тропинин, впоследствии автор одного из лучших портретов А.С. Пушкина.
Ну а кто читал «Лето Господне», наверняка вспомнит и о пасхальном обычае угощения хозяевами своих работников:
– А чего на розговины-то ещё даёте? – спрашивает Воронин. – Я своим ребятам рубца купил.
– Что там рубца! Это на закуску к водочке. Грудинки взял у Богачева три пудика, да студню заготовили от осьми быков, во как мы! Да лапша будет, да пшенник с молоком. Наше дело тяжёлое, нельзя. Землекопам особая добавка, ситного по фунту на заедку. Кажному по пятку яичек, да ветчинки передней, да колбасники придут с прижарками, за хозяйский счет... все по четверке съедят колбаски жареной. Нельзя. Праздник. Чего поешь – в то и сроботаешь. К нам и народ потому ходко идёт, в отбор.
Ну, а наступившая Светлая неделя, по традиции, время смотрин невест и начала гуляний парней и девушек. И для людей воцерковленных – это весеннее время большой радости, ведь «Христос Воскрес»! Ну а где радость и хорошее настроение – непременно будут и добрые дела.
Подготовлено с использованием материалов «Кириллицы»
Александр Рязанцев