Главная Масленица страны
В Ярославле прошла главная Масленицы страны. Спросят не без основания: а почему главная – именно в Ярославле? С теми же претензиями в последние годы выступало немало российских городов. Вольный Псков. Первопрестольная, по привычке старающаяся самовластно регулировать не только финансовые, но и культурные потоки. Даже крохотный городок Симбирской губернии Сенгилей, несколько лет назад шумно объявивший себя блинной столицей России.
Но претензии должно подкреплять делами. Пресловутым административным ресурсом, например, как Псков. Памятником (кстати, довольно несуразным) русскому блину – как Сенгилей. А Ярославль?
В последнее время здесь накоплен большой опыт проведения праздника, который у многих поколений наших предков считался самым весёлым в году. Опыт, кстати, подкрепляется весьма впечатляющими успехами в развитии туристической отрасли: в нынешнем году, по расчётам экспертов, турпоток в столицу Верхней Волги достигнет миллиона человек. А среди городов России Ярославль, активно развивающий событийный туризм, по посещаемости туристами устойчиво занимает третье место – после Москвы и Петербурга. Помимо Масленицы, в городе постоянно отмечаются приблизительно соответствующий заокеанскому Дню сурка День медведя (не путать с пермским МедвеDay!), Дни лета и любви, Преображение.
Да и нынешняя Масленица стала куда более узнаваемой, появились черты, отличающие её от прочих. Для начала – открытие в воскресенье, предшествующее Прощёному: такой «ход» законы и обычаи не запрещают. А открыло её – впервые – большое карнавальное шествие, прошедшее от площади Волкова по Первомайскому бульвару и Советской улице на Советскую площадь, где возле храма Ильи Пророка была установлена главная сцена праздника. В шествии – возглавляла его костюмированная делегация Мышкина – приняло участие более тысячи человек, прибывших ради него из нескольких районов Ярославской области и Подмосковья. Карнавальные традиции, подобные европейским, в России где-то забыты, где-то не развиты вообще. Потому ожидать вдоль трассы следования карнавала зрителей в несколько рядов, конечно, не следовало. Но и у тех, кто специально пришёл посмотреть, и у случайных прохожих, интонации господствовали приятно-изумлённые: ведь можем же, отчего раньше такого не было? Отметим, что в отличие опять-таки от московской Масленицы, стражи порядка были весьма немногочисленны.
Кроме того, с нынешнего года у ярославской Масленицы появилось своё весьма узнаваемое лицо – народная артистка России Надежда Бабкина, для которой ярославскими мастерицами был сшит специальный костюм. Бабкина, выступавшая перед горожанами в очень крепкий морозец, отметила, что в этой роли будет выступать и в последующие годы.
Масленица, как ей то и подобает, внесла заметные изменения в облик исторического центра Ярославля, который, как известно, входит в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. В сквере Андропова, вокруг Александро-Невской часовни и на Революционной улице расположилась выставка масленичных кукол «Сударыня Масленица 2012». Почти двести кукол, изготовленных в самых учреждениях города – от домов культуры и детских садов до очень серьёзных предприятий, имели шумный успех у участников праздника, взрослых и не очень. В целом же в программу масленичной недели входили десятки культурных мероприятий, проходивших по всему городу. Особенно выделялась впервые проводившаяся недавно в ярославском планетарии «Космическая Масленица». И опять-таки сравнение не в пользу Москвы: столичный планетарий, хотя и восстановленный на бюджетные деньги, давно превратился в мощнейший насос для беспардонного и непрерывного выкачивания денег из кармана посетителя. В Ярославле же самый дорогой билет стоит всего 130 рублей (включает программу, а не только вход).
Объективности ради следует всё же слегка разбавить ярославскую бочку мёда. Хотя бы тем же вечным русским вопросом. Почему в пятнадцатиградусный мороз с ветерком в тех многочисленных блинных ларьках, которые мне довелось обойти, не было обещанного мэром города глинтвейна – непременного атрибута европейских карнавалов, или русского сбитня? Опять вечная убеждённость в том, что «в этом вопросе» на наш народ полагаться нельзя? Вспомните историю с «кефирными» промилле? Сколько людей мы обижаем подобным недоверием? Это тем более странно, что никаких ограничений на продажу любого спиртного в центре города не было. Да и блинная продукция в праздничных ларьках разнообразием не отличалась. А уж про практически полное отсутствие масленичных сувениров (хотя бы вроде значков и кокард в виде солнца-блина) и толковать нечего – это, видно, дело весьма далёкого будущего.
Может, конкуренты пример покажут? Одним словом, больше Маслениц хороших, а главное – разных.
Георгий Осипов