Принцессы русского цирка
В Саратове прошёл IV Всероссийский открытый фестиваль-конкурс «Принцесса российского цирка». Фестиваль проводится Российской государственной цирковой компанией раз в два года, и Саратовский цирк им. братьев Никитиных с самого начала стал традиционным местом его проведения.
Всего на конкурс было подано более полутора сотен заявок. Примерно половина из них была, впрочем, сразу отвергнута – для участниц существовал ряд ограничений, например, они не должны были быть старше сорока лет. В результате было рассмотрено около восьмидесяти заявок и отобраны номера пятнадцати исполнительниц, которые и увидели саратовские зрители. Одна из участниц выступала вне конкурса – воздушная гимнастка Полина Русинова, исполнившая в паре с Алексеем Ишмаевым номер «Ромео и Джульета», была признана слишком юной для участия наравне с остальными. Впрочем, зрители оценили её выступление не ниже остальных.
Фестиваль не был соревнованием сольных номеров – некоторые участницы продемонстрировали групповые выступления, чтобы в случае победы разделить титул. Не запрещено было и демонстрировать номера с участием артистов-мужчин – главное, чтобы ключевую роль в нём играла девушка, достойная называться принцессой цирка.
За звание самой перспективной молодой цирковой артистки сразились девушки из разных регионов России и разных цирковых организаций. Главным открытием фестиваля многие признали продемонстрировавших чудеса эквилибристики очень молодых артисток из Якутии.
Претендентки представили практически все цирковые жанры – дрессуру, клоунаду и многие другие, вплоть до жонглирования живыми попугаями (именно так выглядел номер Дарьи Оноприенко с дрессированными попугаями «В золотом саду», в котором птицы синхронно летали навстречу друг другу между Дарьей и её ассистентом).
На конференции, состоявшейся ещё до начала фестиваля, заместитель генерального директора Росгосцирка заслуженный артист России Борис Майхровский, который, кстати, впервые вышел на манеж в качестве артиста именно в Саратовском цирке, отметил, что разнообразный состав участников объясняется в том числе тем, что в России сейчас происходит активное формирование циркового сообщества:
– Сегодня Российская государственная цирковая компания ведёт очень серьёзный и плодотворный диалог с цирком Никулина, Большим Государственным цирком на проспекте Вернадского, Национальным цирком республики Саха... Это говорит о формировании некоего единого циркового пула, что очень радует.
Жюри оценивало претенденток по десятибалльной шкале. Критериями были цирковое мастерство и артистизм. Но члены жюри единодушно высказывали мысль, что для того, чтобы стать обладательницей титула «Принцесса российского цирка», нужно быть более чем хорошей артисткой.
– Конечно, мы будем оценивать не только мастерство – будут определяться самые красивые, самые обаятельные, самые улыбчивые и душевные. Речь пойдёт не только об исполнителях и номерах – мы будем говорить о женской красоте в цирковом мире, – сказал перед фестивалем артист Александр Песков, который не участвовал в окончательном голосовании, но присутствовал в жюри в качестве почётного члена.
Народный артист СССР Вилен Головко, который был режиссёром первого конкурса «Принцесса русского цирка», напротив, провёл чёткую грань между проходившим фестивалем и различными вариациями конкурсов красоты:
– Это не тот фестиваль, в котором принцессу назначают за то, что она, видите ли, самая красивая. Принцесса цирка – это и широкие познания, и трудолюбие, и интеллект, и должное отношение к профессии. Нагримировать можно любого. А вот быть человеком, достойным называться принцессой, могут далеко не все.
Одной из принципиальных особенностей конкурса стало то, что члены жюри оценивали не номера, а именно актрис. Тем не менее обладателем главного приза стала исполнительница, пожалуй, самого зрелищного выступления – артистка Росгосцирка дрессировщица Людмила Суркова с номером «Львы и тигры: Дикий мир джунглей» из шоу Гия Эрадзе «Пять континентов». Кстати, две другие участницы аттракциона Гия Эрадзе – воздушная гимнастка на полотнах Татьяна Махортова (номер «Ангел») и дрессировщица попугаев Дарья Оноприенко (номер «В золотом саду») получили, соответственно, серебряные и бронзовые награды.
– На свете очень мало женщин – дрессировщиц хищников, – объяснил выбор жюри генеральный директор Росгосцирка и председатель жюри конкурса Народный артист России Александр Калмыков. – И Людмила Суркова добилась выдающихся результатов. Во-первых, она продемонстрировала собственные авторские трюки, а во-вторых – отличное исполнение и очень серьёзный контакт с животным.
Хищники перешагивали и перепрыгивали через артистку, а один из них даже летал с ней под куполом цирка на специальной платформе.
На финальном гала-концерте зрителей ждал сюрприз – в клетку со львами и тиграми зашёл заместитель председателя правительства Саратовской области Алексей Данилов, который с помощью Людмилы Сурковой и Гии Эрадзе заставил тигра пройти по доске.
– В девяностые и начале двухтысячных годов очень многие, в том числе и руководители культуры, говорили, что цирк – это «совок» и анахронизм. Многие начальники считают так и сейчас. И такими фестивалями, которые мы проводим изо всех сил, мы пытаемся напомнить России, в которой мы живём, что любимое нашим народом – всеми нашими народами – искусство цирка всё ещё существует, – сказал после фестиваля Александр Калмыков.
Дмитрий Ерусалимский