EN
 / Главная / Публикации / Зачем иностранцам Россия?

Зачем иностранцам Россия?

27.10.2011

Туристический комплекс «Золотое кольцо»

Зачем иностранцу ехать в Россию? Приходит в голову, когда покидаешь пределы столицы, и начинается путешествие – мимо бедных селений и превратившихся в пустыри полей, по плохим дорогам, с мусором по обочинам. Действительно, зачем? Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, круизы по Волге – вот традиционные направления, сложившиеся ещё в советские времена. Ничего нового пока не создано, да и в «традиционных» местах не всё благополучно: хороших гостиниц мало, развлечений почти нет вовсе, «основной актив» – памятники – далеко не в идеальном состоянии. Если вспомнить ещё о бытовой неустроенности наших городов, становится совсем грустно. Внутренним туристам это не мешает – они привыкли и готовы к дорожному и гостиничному экстриму. В конце концов, дома не лучше. Их на туристических маршрутах становится из года в год всё больше. А вот поток туристов из-за рубежа последние лет десять, когда прошла волна интереса к России, возникшая, вероятно, ещё в горбачёвские времена, неуклонно снижается.

Кстати, не стоит относиться к туризму как к чему-то второстепенному и необязательному. Это – полноценная отрасль экономики, утверждают специалисты, и в России у неё значительный, хотя пока и далеко не использованный, потенциал. Для сравнения, в 2010 году доля туризма в ВВП страны в России составила 1,5%, тогда как во Франции – 6%, во Францию въехало 80 млн туристов, в Россию же – почти в 40 раз меньше. Если угодно, когда заходит речь о туризме, речь как раз о той самой диверсификации экономики, о которой безрезультатно мы говорим уже не первое десятилетие.

Впрочем, кажется, не всё так безнадёжно. К примеру, летом 2012 года откроется первая очередь большого туристического комплекса «Золотое кольцо» в 10 км от Переславля-Залесского. Проект компании с одноимённым названием привлекает своим архитектурным решением, автор – Тотан Кузембаев – поклонник экологичных, вписанных в ландшафт форм. Но главное – это объект туристической инфраструктуры, рассчитанный и на деловой туризм, и на иностранных, и внутренних туристов. Именно такие «столбовые» проекты должны существенно улучшить или, по крайней мере, переломить ситуацию в туристической отрасли России.

– Мы планируем размещать туристов, которые едут по Золотому кольцу, а также предоставлять им всю необходимую информацию. У нас в городах происходит масса интересных событий, далеко не всегда местного значения, но проблема в том, что о них никто почти не знает. Взять, например, День города в Переславле или фестиваль воздухоплавания. Мы собираемся аккумулировать эту информацию и предоставлять её нашим клиентам, – рассказывает руководитель проекта «Золотое кольцо» Игорь Нурмухамедов.

Проект действительно масштабный, даже по российским меркам – одновременно в «Золотом кольце» смогут разместиться почти 4 тысячи туристов. Не случайно он попал в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма», рассчитанную до 2016 года. Тем более ощутимо это для самого Переславля-Залесского: это и рабочие места, и новый рынок сбыта «сувенирки», и потенциальные туристы, которые не уехали дальше из-за отсутствия приличной гостиницы, а остались хотя бы ещё на день. Собственно, так и ведётся борьба за туриста: каждый лишний день, даже час, проведённый им в городе, – это дополнительные поступления в местный бюджет.

Но на примере «Золотого кольца» можно говорить как о достижениях, так и о недостатках, типично российских.

Почему, например, именно это место? Почему Ярославская область, а не, скажем, Владимирская? Ответ прост – с ярославской администрацией оказалось легче договориться. Решающей здесь стала личность губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова, много делающего для развития туризма. Но ведь это значит, что с другими нашими чиновниками, даже из, казалось бы, стопроцентно туристического региона Золотого кольца, договориться непросто. Как непросто многое в России – да вот хотя бы подключиться к инженерной инфраструктуре. О практике развитых туристических стран, когда уже готовый участок со всеми необходимыми коммуникациями государство отдаёт частному инвестору в дальнейшую разработку (только строй), у нас пока можно только мечтать. А потому высоки и риски застройщика, вынужденного начинать буквально в чистом поле (но прежде это чистое поле нужно ещё найти и купить), поэтому и строят в России в основном отели вип-класса с соответствующими ценами.

Впрочем, ещё немного – о хорошем. Несмотря на проблемы с туристической инфраструктурой, качеством сервиса, безопасностью – внутренний туризм в России всё же растёт. А местный туризм в некоторых регионах переживает настоящий бум. Как уверяет мэр Переславля-Залесского Андрей Охапкин, люди готовы и хотят узнавать новое о своей малой родине. А ранее не известных или малоизвестных страничек истории достаточно найдётся в любом российском городе.

Село Вятское

И не только. Есть в России такие сёла, которые с иным городом поспорят. И по древности, и по занимательности истории, и по тому, как о своём прошлом тут заботятся. Иными словами, по туристической привлекательности. Пожалуй, самый поразительный тому пример – село Вятское, что всего в 30-40 минутах езды от Ярославля. 1000 жителей и более 500 лет истории. О селе, первое упоминание о котором датируется 1502 годом, рассказывалось ещё в дореволюционной энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Теперь же у Вятского есть свой сайт. Уже в XIX веке село было богатым, здесь было две православные церкви XVIII века, две богадельни, молельный дом беспоповцев, около 100 каменных домов, мощёные улицы… Богатство Вятского – от зажиточных артелей кровельщиков, успешно отходничавших в Петербурге. Самый известный из них – знаменитый Пётр Телушкин, в одиночку, без лесов поднявшийся на шпиль Петропавловского собора в Петербурге, чтобы починить крест и ангела. А также – от не менее знаменитых вятских огурцов.

Нынешнее Вятское – настоящий центр туризма, пусть и местного значения. Церкви, памятники, старинные каменные дома, Музей русской предприимчивости, плюс большая гостиница и неплохой ресторан, оформленные в стиле купеческих домов XIX века.

Село Вятское

Воссоздание села – результат частной инициативы. Идейный вдохновитель восстановления Вятского, лежавшего, как и многие русские сёла Нечерноземья, в руинах, и по совместительству инвестор – ярославский предприниматель Олег Жаров. Купив пять лет назад дом в Вятском, он переехал сюда и сам, увлёкшись историей и культурой села. То, что делается в Вятском, а делается тут много, – лишь отчасти меценатство. Помимо создания музеев и гостиничного бизнеса, инвесторы скупают местные купеческие усадьбы, как правило, находящиеся в плачевном состоянии, восстанавливают и обустраивают в русском стиле, а затем продают желающим иметь такую загородную усадьбу. Всё это – целый инвестиционный проект, цель которого – привлечь российских и иностранных туристов в эти места, поддержать интерес к русскому селу, возродить местные традиции и промыслы. Инициатива Жарова и его коллег – хороший пример того, как можно зарабатывать на собственной истории и культуре, не разрушая, а создавая практически из ничего новую точку притяжения для туристов.

Туристической отрасли России нужны оба подхода – и большие инфраструктурные проекты наподобие «Золотого кольца», и относительно небольшие, зато тесно «завязанные» на русские историю и традиции и оттого особенно интересные туристам, как в Вятском. Креативность в сочетании инвестициями – о чём ещё можно мечтать? Разве что о ещё больших инвестициях да, пожалуй, о благосклонности местных властей. В России это особенно важно.

Борис Серов

 

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева